"Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся."
"Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся."
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией. Так, в последние годы в нашу школу поступают безречевые дети 7-8 летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьезными нарушениями слоговой структуры слова (класс ОР).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование современных логопедических технологий, методик для коррекции речевых нарушений у обучающихся."»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Учитель – логопед: Сечкарева Л.Е.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевой патологией. Так, в последние годы в нашу школу поступают безречевые дети 7-8 летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьезными нарушениями слоговой структуры слова (класс ОР). Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в частности дети с диагнозом «умственная отсталость», имеет ряд особенностей.
Нарушение речи при умственной отсталости носит системный характер и входит в структуру дефекта. У детей с таким диагнозом наблюдается замедленный темп речевого развития, качественное своеобразие и большая вариативность нарушений как импрессивной, так и экспрессивной речи. Отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, дисграфии, дислексии, снижение речевой активности. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы.
В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Важно отметить, что логопедическая работа с применением современных технологий имеет дифференцированную направленность, которая определяется ведущим нарушением, вторично связанными с ним отклонениями в развитии. Также учитываются функции и компенсаторные возможности ребенка.
Исходя из образовательных потребностей обучающихся воспитанников школы, а также имеющихся в образовательном учреждении условий, я использую следующие современные образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технологию дифференцированного обучения, технологию интегрированного обучения информационно-коммуникативные технологии и т.д.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ
Здоровьесберегающие технологии
Технологии сенсорного воспитания
Информационные технологии
Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми-логопатами помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения , а также делать занятие более интересными и необычными. Поэтому на логопедических занятиях использую следующие технологии, это: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, логопедический массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук.
Логопедический массаж
Основная его цель – нормализация речевой моторики. Применяя массаж, можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.
Самомассаж лица
Самомассаж лица желательно проводить в игровой форме, способствующей преодолению амимии у дизартриков. Детям предлагается «нарисовать» на своем лице Деда Мороза, Снеговика и т.д.
Самомассаж языка
Самомассаж языка важен для расслабления его мышц, губ (особенно у дизартриков с повышенным мышечным тонусом в спастической форме). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами.
Самомассаж кистей рук
При выполнении массажа для кистей рук использую нестандартное оборудование, это: массажные спиральки, киндер-сюрпризы, махровые перчатка, шишки, каштаны, желуди, массажные мячи с шипами.
Мною апробированы и применяются следующие современные методы: сказкотерапия, песочная терапия, игровые технологии.
Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах логопедической работы.
Так, например, элементы песочной терапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии. Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно – кинетическую чувствительность; формирую произносительные умения и навыки; развиваю мотивацию речевого общения; обучаю чтению и письму.
Сказкотерапия
Использование сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов и при постановки звука, его автоматизации, закреплении в связной речи. Применение мною технологии моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) способствует формированию вербальных средств коммуникации, мотивации речевого развития, развитию и активизации словарного запаса обучающихся, формированию грамматического строя речи.
Особое место в коррекции детей с проблемами в развитии занимают игровые технологии. Ведущим видом деятельности у таких детей является игра. Правильно организованная, дидактическая игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.
Игра «Золушка»
«Волшебная тарелочка»
«Путешествие в парк Чисторечия»
Дидактическая игра как средство преодоления нарушений чтения и письма
Цели: совершенствовать навыки чтения и деления слов на слоги; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.
Задание . Быстро составить и четко произнести слова, выделяя ударный слог.
МЫЛОТОВАРСКАЗКАРТАНЦЫПКИ
МОРОЗАМОКРОТАРАНТУЛИТКАРЕТА
ПОБЕДАРЫСИЛАМПАРАДЫМКАРЕТА
ТОПОТОМОКРОЛИКРАБУНТЫКВАР
Игры на развитие фонематического слуха
«Поймай звук»
Загадка. На всех садится, Никого не боится.(снег)
Какой первый звук в слове снег? [с] Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:
С, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с.
Са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы.
Мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север.
«Ушки на макушки»
Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:
Сыр, сыр, сыр … сор, сыр, сыр;
Шар, шар, … жар, шар, шар;
Стол, стол … стул, стол, стол;
Рад, рад … ряд, рад, рад.
«Накормим Карлсона»
К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п`]
Создание специальных условий, позволяющих ребенку с нарушением интеллекта удовлетворить свою потребность в развитии, овладеть специальными умениями и навыками – основная цель всех участников педагогического процесса, в том числе и логопедов. Логопедическая работа с такими детьми характеризуется большей спецификой, и использование современных технологий логопедического воздействия позволяет создать оптимальные условия для осуществления коррекционной работы.