«Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности»
«Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности»
Статья по обмену опытом по проблеме использования регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности. Можно использовать для выступления на РМО, ШМО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
«Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности»
Выступление на районном семинаре
МО учителей начальных классов .
Подготовил: учитель начальных классов
Листопадова Г.В.
Октябрь 2018 г.
г. Семикаракорск
использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности
(Слайд 1)
Как показало время, технический прогресс породил личность, отказывающуюся от традиционной народной культуры. На наш взгляд, выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков.
А ведь именно вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми к настоящему, к нашей современности, и чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, события седой старины, хозяйственную и духовную жизнь наших далеких предков, все то, что продолжает жить в сознании народа.
Сегодня очень трудно представить нашу школу, главной задачей которой является воспитание всесторонне развитой личности ребенка, без использования регионального материала в содержании образования и воспитания. Дети должны знать историю, культуру, традиции своего края.
Региональное содержание – это усвоение учащимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Донского края, приобщение к духовным традициям, формирование ценностных ориентиров школьников. Наш край - многонационален.
(Слайд 2, 3)
На территории Ростовской области проживает около 150 национальностей , которые имеют не только своё название, но и свою культуру и традиции. Поэтому, нам просто необходимо знакомить детей с историей возникновения разных народов, с культурой родного края.
Использование материала на основе регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности несет большой объем знаний по различным темам: природа, фольклор, литература, история края, интересные люди.
Цель использования материала регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
(Слайд 4)
Использование национально – регионального компонента в урочной и во внеурочной деятельности способствует формированию ключевых компетенций:
познавательной – знать происхождение названия своего региона, символику своего края, знать названия городов Ростовской области; называть улицы своего города и знать историю их названий; показывать на карте географические объекты, природные зоны, место проживания, называть охраняемые территории родного края;
информационно - коммуникативной – приводить примеры природных явлений, которые можно наблюдать на территории родного края, уметь подбирать дополнительную информацию о природе края, о праздниках, о национальных традициях народов Дона.
рефлексивной- уметь давать оценку воздействия человека на природу родного края, выполнять изученные правила охраны природных богатств, охраны и укрепления здоровья, безопасности поведения, осознавать место своей малой родины в России.
Наша школа является одной из районных площадок, работающих над внедрением регионального компонента в учебный процесс.
(Слайд 5, 6, 7, 8)
В программу по литературному чтению включены темы по изучению творчества донских писателей В.А. Закруткина, Б.Н. Куликова, М.А. Шолохова. А. Калинина. Часто проводятся библиотечные уроки с участием работников центральной детской библиотеки, где учащихся знакомят с историей города, названия улиц, где проходят встречи с почётными гражданами нашего города и района.
(Слайд 9)
В рабочую программу по окружающему миру включены темы, посвящённые знакомству наших детей с природой Ростовской области. Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений природы родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон Донского края.
(Слайд 10, 11, 12, 13) Во внеурочное время, в рамках реализации программы «Планета Добра», наши дети знакомятся с предприятиями родного города, ребята вместе с преподавателями посещают Семикаракорский сыродельный завод, где их знакомят с процессом приготовления сыров, хлебокомбинат, где дети самостоятельно могут попробовать вылепить и испечь пряники и булочки, и понаблюдать за процессом приготовления хлеба. На художественном предприятии «Аксинья», ребята не просто знакомятся с историей предприятия, но и пробуют себя в роли художников.
(Слайд 14, 15, 16, 17, 19)
По внеурочной деятельности разработаны программы по курсу «Казачок» и «Доноведение».
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
На занятиях учащихся знакомятся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами своего города и близлежащих населённых пунктов, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников, знакомых - очевидцев недавнего прошлого.
(Слайд 20)
Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Мы убеждены, что внедрение программы реализации регионального в учебный процесс нашей школы создало обучающую среду, способствующую усвоению содержания обучения регионального компонента и формирования национального самосознания, толерантного мышления, патриотического воспитания и гражданственности, проявлению творческого потенциала учащихся.
Таким образом, национально – региональный компонент способствует формированию личности как достойного представителя региона (хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей Донского края), гарантирует право нормированных знаний истории, культуры, природы края каждым учеником, повышает статус образования как фактора развития региона.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н.Куликова
г. Семикаракорска»
Сообщение по теме: «Внедрение регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности»