Методическая система: Региональный компонент в обучении географии
Методическая система: Региональный компонент в обучении географии
В работе представлена методическая система:Региональный компонент в обучении географии.
Главная цель методической системы: использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности. Системная работа позволяет формировать у уащихся творческое и конструктивное мышление, коммуникативные способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая система: Региональный компонент в обучении географии»
Методическая система: Региональный компонент в обучении географии
Построить свою собственную методическую систему мне помогла моя тема самообразования «Региональный компонент в обучении географии», которая и стала ведущей идеей моей методической системы.
Актуальность методической системы обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа» и условиями введения ФГОС ООО.
Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время с использованием национально-регионального компонента способствуют развитию познавательных и творческих интересов учащихся и успешности их деятельности, связанной с учебным предметом, который я преподаю – географией.
Внедрение регионального компонента на уроках географии позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Работа с региональным краеведческим материалом развивает конструктивное, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся. Способствует формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности, осмысленного владения информацией и ее последующей обработкой.
Учебно-исследовательская работа с учащимися построена мною с учетом регионального краеведческого содержания.
Ведущая педагогическая идеяметодической системы - усиление практической направленности уроков через содержание регионального компонента и интеграцию системно-деятельностного и метапредметного подходов, индивидуализацию обучения, использование методов и приемов, обеспечивающих высокий уровень мотивации учащихся.
Цель методической системы: Совершенствовать и применять на уроках географии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
4.Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности за счет использования краеведческого материала компонента.
5. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
В систему методической работы входят системное развитие познавательного интереса школьников к предмету; оптимальное сочетание традиционного обучения с нетрадиционными формами урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления; интеграция географии и экологии; содержание регионального компонента.
Схема №1.Система методической работы по географии
Оптимальное сочетание традиционного обучения с нетрадиционными формами урочной и внеурочной деятельности
Интеграция географии, истории, биологии, экономики, экологии
Системное развитие познавательного интереса школьников к предмету
Содержание регионального компонента
Система работы педагога
1. Поэтапное обучение исследовательским умениям на основе содержания национально – регионального компонента.
2. Использование методов проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения для развития мыслительных способностей учащихся.
3. Организация учебной деятельности преимущественно в форме самостоятельной работы учащихся (групповой, индивидуальной).
4. Систематическое использование ИКТ И ЦОР на уроках в качестве средства активизации познавательного интереса учащихся.
5. Мониторинг достижений обучения, уровня творческого мышления.
Источник изменений - противоречие между необходимостью формирования успешной личности, обладающей коммуникативными способностями и готовностью к вхождению в мировое сообщество и недостаточным методическим обеспечением развития опыта творческой и познавательной деятельности учащихся в процессе изучения географии.
Идея изменений - Включение в образовательный процесс интерактивных форм обучения (проектов, видео-уроков, дискуссии, инсценировок и т. п.) на основе привлечения дополнительных материалов (Интернет-ресурсы, видеофайлы, презентации, ЦОР, рекламные материалы и т.д.).
Концепция изменений (Инновационный характер). Создание на географии творческой развивающей образовательной среды за счет предоставления ученикам возможностей самим творить знания вследствие насыщения содержания предмета краеведческим материалом и содержащим проблемы, актуальные для нашей местности. И обязательное, распространения активных и интерактивных форм обучения.
Условия реализации изменений - Создать условия практического овладения географическими знаниями для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения на основе широкого использования краеведческого материала.
Высокие результаты использования методической разработки:
Положительным результатом моей методической разработки:
1.Стабильно высокое качество знаний учащихся по географии при стопроцентной успеваемости.
2.Выбор учащимися предмета географии для сдачи ГИА и ЕГЭ.
3.Наличие призеров и победителей муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников.
4.Высокий уровень учебной мотивации к изучению географии. Эффективно используется учебное время на уроке, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе. У учащихся развиваются личные и социальные навыки, творческие способности и уверенность в себе.
5.Повышение мотивации и совершенствование навыков учащихся к выполнению исследовательских работ.
6. Совершенствование педагогического мастерства. Обобщение, трансляция, внедрение педагогического опыта, создание базы дидактических материалов в форме методической копилки.
Исходя из выше изложенного, педагогическую инновацию сегодня я рассматриваю как образовательную деятельность, ориентированную на концепцию процесса становления личности ребенка.
Методическая система : «Региональный компонент в обучении географии» апробирована с 6 по 11 класс МБОУ Петровской СОШ и активно применяется мной на протяжении 7 лет. Полученные результаты указывают на высокую эффективность методической системы в отношении усвоения учащимися предмета географии. При этом отмечается возрастание мотивации к обучению, улучшение усвоения традиционно трудных в методическом отношении разделов географии, общее повышение качества обучения, результативное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, научно- исследовательских проектах.
Сущность моего опыта заключатся в последовательном поэтапном формировании исследовательских умений и навыков. Выделяю следующие этапы развития познавательного интереса в процессе формирования исследовательских умений
1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности. Для решения учебных задач используются такие формы деятельности, как практические работы на местности, экскурсии, занятия по выбору. Каждый раз, идя на урок, ставить перед собой основной целью, заинтересовать учащихся предметом. На данном этапе главным является освоение приемов и методов познания окружающего мира, выполнение таких исследований, как наблюдение, сравнение, измерение, постановка эксперимента, умение обобщить результаты.
Темы исследовательских проектов в 5-6 классах:
-Влияние природных условий на виды хозяйственной деятельности населения нашей местности;
-Образование оврагов и балок;
-Составление памятки для отдыхающих на берегах нашей реки Берёзовой.
Темы исследовательских проектов в 7- 8 классах:
-Как спасти нашу реку Берёзовую?
-Описание и сравнение погоды в хуторах: Нижнепетровском и Верхнепетровском.
-Меры защиты от оврагов в нашей местности.
2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы; выполнение заданий творческого характера под руководством учителя.
Учебный материал 7 - 8 класса позволяет осваивать приемы свертывания информации и, её отражения в знаковых и графических формах. Учащиеся знакомятся с методами составления схем и правилами их чтения. На данном этапе увеличивается количество заданий, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, на основе сравнения и анализа делать выводы, находить пути решения проблем. Этот этап также является пропедевтическим, где роль учителя пока еще велика, именно учитель определяет направление работы учащихся. С помощью педагога учащиеся учатся формулировать цель работы, составлять план работы, направленной на реализацию поставленной цели, то есть составлять алгоритм исследовательской работы. Важным фактором развития творческих способностей на данном этапе является формирование умений работать с дополнительными источниками информации и их анализировать. Возрастает количество творческих заданий вовлекающих учащихся в исследование и написание учебных проектов. Исследовательская и проектная деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочное время.
3-й этап: 9-11 классы – формирование исследовательских навыков, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.
Темы исследовательских проектов в 9 - 11классах:
-Антропогенное изменение участков реки Берёзовая от х.Кутейников до х.Николаевский;
- Экологические проблемы моего села;
-Проблема твердых бытовых отходов в сельской местности;
Выполнение заданий такого характера способствует формированию личного опыта учащихся, развитию исследовательских умений, критического мышления. Творческие работы обогащаются сведениями об объектах и явлениях природы родного края из научной и справочной литературы. На этом этапе велика роль групповой работы. Группы работают по интересам, отличаются мобильностью. Учитель выступает в роли руководителя и консультанта проводимого исследования. Немаловажное значение имеют и формы защиты работ. Они могут быть разнообразными: презентации, модели, схемы, рекомендации. Проводимая работа позволяет выявить яркую индивидуальность учащихся и в дальнейшем выстраивать траекторию работы с этими детьми.
Начинать научно - исследовательскую работу необходимо с 9 класса, так как создание научно-исследовательской работы является результатом кропотливого труда в течение 2-3 лет.
Сущность развития личности ребёнка на данном этапе заключается в качественном изменении деятельности, в которую он включен. На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения - вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.
Мониторинг достижений учащихся за предыдущие годы позволяет выявить группу учащихся с аналитическим складом ума, склонных к научному исследованию.
Следующим этапом деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником направленная на выявление интереса, области, где ребенок может проявить свои способности, приобрести культуры научного мышления. Результатом этой работы являются ответы на вопросы: «Что мне нравиться? Чем я хочу заниматься? Чем актуальна эта проблема для меня?». На данном этапе превалирует эмоциональное отношение к выбору проблемы.
Учащиеся 9 класса выполняют в основном практико-ориентированные исследовательские работы. Например: «Установление зависимости скорости и характера течения реки Берёзовая от рельефа местности», «Примеры антропогенного влияния на природные комплексы нашей местности». Эти работы небольшие по объему и краткосрочные. Но выполнение этих работ позволяет отобрать группу ребят, которые начнут выполнять научно-исследовательские работы более высокого уровня.
Учащиеся 10-11 класса работают над индивидуальными исследовательскими проектами.
Опыт своей работы по методической разработке я изложила в форме публикации методических рекомендаций, статей которые размещаю на сайтах Педуниверситета 1 сентября и InfoUrok.ru:
Говоря об инновациях, необходимо дать понятие инновационного процесса, который представляет собой комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств — охватывает множество различного рода изменений в образовательной системе. В то же время, приведенное определение содержит в себе принципиальное положение о том, что инновационный процесс — это деятельность, следовательно, он обязательно должен быть целенаправленным, регулируемым, контролируемым. Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса). Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реализовывать процесс формирования инновационной деятельности в условиях модернизации образования. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельности.
Эффективность инновационного опыта – это гибкость организационной структуры, которая проявляется в способности педагога создавать временные структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий.
На протяжении многих лет являлась руководителем школьного методического объединения учителей предметов естественно-математического цикла. Под моим руководством в школе проведены обучающие семинары: «Технология проблемного обучения»; «Метод учебного проекта»; «Активные формы обучения на уроках предметов естественно-математического цикла»; «Реализация принципов личностно - ориентированного образования в школе» и другие. С 2011года являюсь руководителем творческой группы школьного методического совета. Стремясь обеспечить гибкость и оперативность методической работы- методического объединения, творческой группы, повышение квалификации педагогических работников, формирование профессиональных качеств учителя, классного руководителя, рост их профессионального мастерства, прилагаю все усилия для того, чтобы создать сплоченный коллектив единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы, стремящихся к постоянному профессиональному педагогическому самосовершенствованию, повышению продуктивности преподавательской деятельности, способствовать поиску и использованию в воспитательном образовательном процессе современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических и образовательных технологий. Я постоянно нахожусь в интегративном поле инновационной деятельности. С помощь коллег создаю творческие лаборатории, мастерские, временные творческие группы.
С целью популяризации деятельности методического объединения широко освещаю опыт нашей работы в других образовательных учреждениях района, региона.
Если говорить о совершенствовании методической работы на современном этапе, то нужно говорить, в первую очередь, об исследовательской деятельности учителя, т.е. о совмещении его практической работы и изучении новых методик и технологий. Она, на мой взгляд, начинается с умения педагога осмысливать результаты своей деятельности и систематически её анализировать. С этой целью мною, разработаны и, систематически задействованы в работе:
журнал учёта знаний и умений учащихся;
журнал мониторинга учителя-предметника;
журнал мониторинга руководителя МО.
Все эти документы позволяют мне, как учителю, используя прилагаемые памятки, проанализировать полученные результаты самому, увидеть результаты коллег, рассмотреть проблемы на МО.
С целью активизации работы школьного методического объединения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, повышения квалификации учителей, поддержки инновационной деятельности педагогического коллектива в школе ежегодно проводится методический фестиваль, который широко освещается мною на страницах школьного сайта .Постоянно совершенствуясь сама, стремлюсь помочь коллегам увидеть огромный спектр возможностей, которые открывает использование инновационных технологий на уроке и во внеурочной работе. Главная цель, которую я ставила перед собой, - зажечь, заинтересовать коллег. Начинала с собственных открытых уроков, на которые приглашала всех желающих, затем начала проводить мастер-классы, где вместе с коллегами отрабатывала основные приёмы, методы, элементы технологий.
По итогам экспресс – анкетирования на семинарах муниципального уровня получена высокая оценка моей деятельности коллегами района. Подтверждением этой оценки служит приглашение к сотрудничеству коллектива МБОУ Петровской СОШ в рамках проведения методического фестиваля выше указанного учреждения для проведения мастер – класса по использованию инновационной системы подготовки к уроку с помощью технологических карт. Также качественный уровень подготовки и проведения мною мастер – классов отмечается в публикациях на портале Отдела образования нашего района. Коллеги в районе по достоинству оценивают мой опыт по использованию учебной программы «Организация проектно-исследовательской деятельности в преподавании географии». Мой инновационный опыт признан педагогической общественностью на муниципальном уровне и эффективно используется в практике многих учителей географии. Спроектированная мною методическая система, была апробирована в профессиональном сообществе учителей географии на РМО. На заседаниях методического объединения учителей географии, знакомлю коллег с новыми обучающими мультимедийными программами, современными образовательными технологиями, выступаю на педсоветах по данной проблеме. Я провожу открытые уроки, мастер-классы, публикую творческие отчеты о своей педагогической деятельности.
Благодаря информационным технологиям, я могу наглядно представить результаты своей работы. В электронном варианте распространила среди коллег свои наработки по проблеме: « Формирование познавательной деятельности школьников через организацию проектно-исследовательской деятельности на основе использования краеведческого материала в обучении географии», этот методический материал размещен на сайте
В пространстве интеграции с образовательными учреждениями
Результатом такой работы по эффективности использования инновационного опыта учителя в массовой педагогической практике, интереса к изучению географии стало то, что в этом учебном году выбрали географию для сдачи экзамена по выбору 3 выпускника нашей школы. Многие выпускниками прошлых лет окончили геолого-географический факультет ЮФУ и сейчас работают геологами в различных уголках нашей Родины. Эффективность использования инновационного опыта подтверждается следующими грамотами и благодарственными письмами.