Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности в формировании навыков саморазвития и самообразования учащихся начальной школы.»
«Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы земля наша!»
А.П.Чехов.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Именно начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Новое время диктует новые задачи и заставляетпереходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка. Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Главной идеейметода проектов является направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой.
Целью проектной деятельности является успешность.
Возможности проекта:
Развитие ключевых компетенций обучающихся.
Подготовка младших школьников к предметным олимпиадам, конкурсам, конференциям и т.п.
Функционирование младшей секции в рамках школьного научного общества.
Формирование профессиональной компетентности педагогов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Решение проблемы предусматривает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, социальная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Проектная урочная деятельность всего класса необходима на уроке.
Классификация проектов:
Практико-ориентированный – нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Важно оценить использование продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Работая с младшими школьниками, мы руководствуемся тремя принципами организации учебно-проектной деятельности:
Принцип доступности предполагает организацию проектной деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учеников.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого проекта, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как воспитывает такие качества личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её, учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки проектирования, исследования, как универсального способа освоения действительности. Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.
При выполнении проектной работы учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор.
Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
Планируемые результаты: интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.
Таким образом, проводимая в начальной школе работа для ученика имеет следующие результаты:
Умение работать с информацией.
Опыт целеполагания.
Приобретения опыта планирования.
Расширение кругозора.
Развитие мышления.
Развитие эмоциональной сферы.
Опыт публичного выступления.
Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:
- Участие в проведении предметных декад и олимпиад в начальной школе.
Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Проектная деятельность в начальной школе является пропедевтической. В средней и старшей школе учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью.
Список литературы:
Базисный образовательный план первой ступени общего образования. 12.09.07.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.
Давыдова В. // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43.
Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002.
Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38.