Просмотр содержимого документа
«Использование педагогического направления ТРИЗ в современном образовании»
Ложкина Алена Олеговна
учитель начальных классов
«Зоринской средней школы № 10
имени Саши Дегтярева»
Луганской Народной Республики
«Использование педагогического направления ТРИЗ в современном образовании»
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее».
А. Барбюс
Во всем мире педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в школе. Активно разрабатываются проблемы результативности обучения на основе использования педагогических направлений и технологий обучения. Так и я в своей деятельности ищу пути, для того, чтобы воспитать и развить в детях активную, творческую и решительную личность. За короткое время работы в школе меня всегда интересовало «Использование педагогического направления ТРИЗ».
ТРИЗ – направление, в основу которого положена теория решения изобретательских задач.
Целью этого направления является формирование продуктивного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Становление личности ребенка происходит на уроке. А моя главная цель обучения – это вызвать интерес и создать проблемную ситуацию, которая помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся.
Направление, которое я выбрала, включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов.
Для каждой возрастной группы разрабатывается алгоритм работы, методики, которые позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве.
В процессе решения ТРИЗ – задач используется сразу несколько подходов:
-метод мозгового штурма,
-синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
-морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
-метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами).
Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задачи. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы.
Тоже самое происходит из детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией.
Игр с элементами ТРИЗ очень много, и все, что потребуется – немного фантазии и готовность отбросить условности.
Хочу поделиться с Вами упражнениями и приемами ТРИЗ направления.
Прием «Рюкзак»
Прием рефлексии изучения учебного материала. Данный прием чаще используеться на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме). Например, «Я научился хорошо и правильно ставить ударение» или «Я научился определять главные члены предложения» и т. д.
Стратегия «Идеал»
Это стратегия технологии развития критического мышления. Она позволяет формировать умения определять проблему, умение находить и формировать пути решения проблемы, умение выбирать сильное решение.
Пример на уроке русского языка.
Вниманию учитель предлагает слово В…да
Интересно в чем проблема? Какую букву в этом слове написать? Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Как узнаем, какую букву написать? Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Я думаю, что если использовать ТРИЗ направление в своей практике, можно увидеть мотивацию большинства детей на занятиях и она будет значительно выше, чем на традиционных уроках.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(244) "Повышение качества дошкольного образования, путем нетрадиционных форм и методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста "
["seo_title"] => string(148) "povyshieniie-kachiestva-doshkol-nogho-obrazovaniia-putiem-nietraditsionnykh-form-i-mietodov-obuchieniia-i-vospitaniia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
["file_id"] => string(6) "201612"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1429094294"
}
}