Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования, одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишеевский многопрофильный лицей
имени Н.К. Джорджадзе
«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока»
Учитель начальных классов
Капралова В.П.
2020
«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока в начальной школе»
Актуальность
Информатизация общества ведёт к информатизации учебного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии являются одним из основных ресурсов развития образования в настоящее время, позволяющих обеспечить доступность качественного образования и повысить эффективность управления. Дух времени требует использование ИКТ в образовательном процессе. Я как учитель осознаю это.
Цель:
- овладеть и использовать компьютерные образовательные технологии на своих уроках.
Задачи:
- расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи
- накопить и систематизировать лучшие разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ.
«Как мир меняется! И как я сама меняюсь!»
В этих словах поэта Заболотского заключён колоссальный смысл, их можно воспринимать как нравоучение.
Действительно мир меняется. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования, одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Так как основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: - вставишь правильно все буквы - продвинешь сказочного героя ближе к цели (слайд 3), правильно решишь примеры -откроешь картинку (слайд 4). Очень нравится ребятам, когда постепенно открывается картинка, высказывание или тема урока в ходе решения примеров и задач в устном счёте. Такую работу очень хорошо проводить на интегрированных уроках. Я впервые использовала, когда готовила открытый урок математики и окружающего мира. Ребятам и мне эта работа очень понравилась.
Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют мне сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Использую практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, наиболее удачной формой подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Слайд 5
"Презентация” - переводится с английского как "представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Слайд 6
Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Презентация на уроке нужна как дополнение к учебнику. Хорошо, если презентация не просто является слайд-шоу урока, а включает в себя интерактивные тесты, тренажёр, зрительную физкультминутку. Презентация - средство, помогающее усвоить учебный материал детям с различными типами восприятия и переработки информации. При использовании презентации должно быть чувство меры. Не обязательно, чтобы презентация использовалась в течение всего урока. Можно использовать её при объяснения нового учебного материала, для первичного закрепления знаний, систематизации и обобщения изученного, контроля.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Слайд 7,8
Появляются неограниченные возможности для индивидуального подхода учебно-воспитательных процессов необходимых для успешного обучения учащихся.
Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. В моём классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли. Дети с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль
Использование презентаций позволяет проводить уроки: • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка) • обеспечивает наглядность; • привлекает большое количество дидактического материала; • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
При создании презентаций для учеников начальных классов следует придерживаться следующих правил: 1) Не загромождать отдельный слайд большим количеством информации! 2) На каждом слайде размещать не более двух картинок. 3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе). 5) Всё презентацию выдержать в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.). 6) Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать. Например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот 7) Слайды синхронизировать с текстом. Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. 8) В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, тоже относится и к анимационным эффектам.
Примеры, как я использую презентации, в моём классе, на различных уроках: 1. Математика.
Приведу в качестве примера фрагменты уроков математики.
“Приём вычитания для случаев вида 35 – 7”. Посмотрите образцы составления слайдов. На этапе устного счета демонстрировался слайд, дети решали примеры, проверяли правильность ответа, находили лишний и были подведены к новой теме урока
Объяснение нового материала. Слайд 9,10
На уроках математики с помощью слайдов, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Слайд 11-15
2. Письмо.
Урок обучение грамоте «Буквы Хх».
Н аверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети.
Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников. Слайд 16,17
3. Обучение грамоте, чтение.
(передвижение картинок) урок русского языка «Многозначные слова», «Омонимы»
Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Слайд 18,19
(появление слов, выделение корня, смена слов местами) урок русского языка «Родственные слова», «Предложение», «Слово. Предложение. Текст.»
Аналогично работа проводится и со следующими слайдами. Слайд 20-22
Урок литературного чтения. Словарно-лексическая работа.
(Пришвин. «Ребята и утята»)
Работу с текстом на уроках чтения, как правило это упражнение в чтении многосложных слов, словарная работа. Существуют различные пособия для проведения такой работы, иногда мы сами готовим карточки на бумаге или печатаем их во время перемены на доске. Я хочу предложить ещё один вариант такой работы – использование презентации. На слайдах можно показывать портреты писателей, места, где они жили и творили. Проводить словарную работу, чистоговорки, скороговорки – всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Это расширяет возможности учителя при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность. Слайд 23-26
4.Окружающий мир. Эти уроки презентации просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, с ледовательно, запоминающимся.
Представь, что на Земле
пропала вода.
5. Формирование системы знаний предполагает системность повторения полученных знаний.
Повторение в форме игры “Четвёртый лишний” оживляет работу класса, оптимизирует по времени повторением за счёт использования игровой формы. Движущиеся изображения (анимация) не только удерживают ещё неустойчивое внимание учеников, но и позволяют им проверить свои знания.
Такая игра может проводиться практически на всех уроках. Для этой игры требуется 2-3 минуты на уроке, что позволяет её часто включать в учебные занятия и быстро повторять разные темы. Поставив такую цель, можно подготовить материал для повторения в течение всего года, материала, изученного за год.
Слайд 27,28
Презентации использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: • повышает качество знаний • продвигает ребенка в общем развитии • помогает преодолеть трудности • вносит радость в жизнь ребенка Анализ таких занятий с применением презентаций показывает, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, не отличающиеся высокой активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуждают. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использования в ходе урока мультимедиа презентации. Компьютеры и информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Проведение уроков с использованием информационных технологий является мощным стимулом в обучении, активизирующим психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Учитель должен находится в постоянном поиске, ведь он – это лидер для детей.
Как сказал Аристотель «Хороший учитель начинает обучение с себя»
… и обучает этому детей.
Если в 1 классе про своих детей я могу сказать: Они услышали, и забыли. Они увидели, и запомнили. То в 4 классе они не просто слышат и видят, они создают презентации сами.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}