Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках математики»
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И
СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Методическая работа учителя начальных классов
школы №24 города Андижана
Саркисян Елены Сергеевны
На тему: «Использование инновационных технологий на уроках математики»
.
Андижан 2024 г.
План:
Введение
Внедрение инноваций в педагогический процесс
Применение интерактивных методов на уроках математики.
Педагогические информационные технологии
Тестирование как инновационный метод педагогического контроля
Заключение
Литература
«Нет ничего сильнее идеи,
время которой пришло»
А. Горячев
«
Ведущая задача начальной школы, взявшей на себя инициативу предоставить учащимся возможность реализовать свое право на получение образования и развитие повышенного уровня, заключается в создании соответствующей педагогической среды в школе.
«Мы хотим сделать всех математиками, но это невозможно. Максимум 10% детей хотят быть математиками. Мы должны учить ребёнка так, чтобы это согласовывалось с его желаниями и запросами. Ребёнок сам хорошо знает, что ему интересно. Необходимо перестать учить его всем предметам одинаково и сосредоточиться на интересующей его области», — говорит Ш. Мирзиёев.
Ведущей задачей начального педагогического образования становится разработка и внедрение в учебно-познавательный процесс начальной школы новых форм, методов и средств профессиональной подготовки учителя, главной целью которой является обеспечение готовности молодого педагога к работе в часто изменяющихся условиях современного общества и способствует формированию умения избирательно относиться к большому количеству разнообразных образовательных программ, учебников и образовательных учреждений, существующих сегодня.
Одной из важных задач, стоящих перед высшим учебным заведением в современных условиях, является подготовка учителя, способного осуществлять инновационную деятельность.
Можно выделить как минимум две причины нереализованности педагогических инноваций. Первая причина состоит в том, что инновация, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации. Второй причиной является то, что внедрение педагогических нововведений предварительно не подготовлено ни в организационном, ни в техническом, ни, самое главное, в личностном, психологическом отношении.
Чёткое представление о содержании и параметрах педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяют как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Торопливость во внедрении инноваций не раз приводила школу к тому, что рекомендованное, чаще сверху, нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом или распоряжением.
Одной из основных причин подобной ситуации является отсутствие в школах инновационной среды – определённой морально-психологической обстановки, подкреплённой комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методической неподготовленности учителей, в их слабой информированности по существу педагогических нововведений. Наличие благоприятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает коэффициент «сопротивления» учителей нововведениям, помогает преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инновационная среда находит реальное отражение в отношении учителей к педагогике.
1. Внедрение инноваций в педагогический процесс
Педагогическая инновация – это внедрение и распространение новых педагогических систем, разработка новых технологий проектирования, управления, обучения и воспитания.
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология.
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Для всех технологий характерны определенные общие признаки: осознанность деятельности учителя и учеников, эффективность, мобильность, валеологичность, целостность, открытость, проектируемость; самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60–90% учебного времени; индивидуализация.
Компьютерные технологии не только помогают организовать учебный процесс с использованием игровых методов, но и получить более сильную обратную связь.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога “ученик-компьютер”.
Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три стадии (этапа).
Первый – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока.
Второй – компьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе кроме использования учителем компьютера в качестве эффективного средства предоставления или иллюстрации материалов урока, компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройство станка или швейной машинки, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощь в подборе объекта труда для тематической творческой работы и т.д.). Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке и пр. Так как к работе с компьютером допускаются ученики, то учитель должен знать и соблюдать правила организации безопасной работы учащихся с компьютерной техникой, и рабочее место, оборудованное компьютером, должно быть соответствующим образом организовано.
Третий – этап использования современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Высока роль применения на уроках технологии различных электронных справочников, энциклопедий, программ.
И спользование ресурсов и услуг Интернета значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности.
Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.
Технологии, которые объединяются названием “Портфолио ученика”, способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. самонаблюдению, размышлению. “Портфолио ученика” – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии его собственной деятельности.
Метод интеграции, который способствует формированию межпредметных понятий, определяет характер межпредметных связей по фактору времени (предшествующие связи, перспективные, синхронные), позволяет осуществлять межпредметную координацию содержания учебного материала с целью его оптимизации (устранения дублирования, разночтения, хронологической несогласованности). Данный метод позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, создаёт благоприятные условия для развития личности каждого учащегося, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки, максимально возможной успешности обучения.
В системе нашей педагогической деятельности интегрированные уроки занимают особое место. Они помогают развивать познавательную и творческую активность учащихся, усиливают мотивацию обучения. Проведение таких уроков – один из путей повышения эффективности образовательного процесса на основе реализации принципов деятельностного подхода в обучении.
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.
Инновационные методы в преподавании – это новые методы общения с учениками, позиция делового сотрудничества с ними и приобщение их к нынешним проблемам. Инновационные методы – это методы, позволяющие ученикам самоутвердиться. А самоутверждение – это путь к правильному выбору своей профессии.
В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.
А. Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».
Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
2. Применение интерактивных методов на уроке математики
В настоящее время очень много говорят о необходимости применения интерактивных методов обучения на уроках математики.
Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Они предполагают сообучение, причем и ученики, и учитель являются субъектами учебного процесса. Учитель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируются на основе и в связи с таким опытом. Часто задания не предполагают одного правильного ответа, и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося. Интерактивная деятельность на занятиях базируется на пяти основных элементах: позитивная взаимозависимость, личная ответственность, содействующее взаимодействие, навыки совместной работы и работы в группах. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать важные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. С этой целью на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Следует отметить важность применения интерактивных методов обучения с позиций современности, рыночной экономики, так как именно эти методы развивают качества, требуемые работодателями, и общественные навыки, необходимые для общего развития человека, т.е. позволяют социализировать личность, приспосабливать ее к современным социальным условиям.
Интерактивные методы обучения позволяют активизировать и использовать громадный образовательный потенциал обучающихся, внести в учебный процесс элементы состязательности и использовать все свойства, присущие позитивно функционирующим системам: интеллектуальная сила группы обучающихся больше суммы сил её членов (т.е. групповой результат всегда выше, чем сумма индивидуальных результатов).
Интерактивные методы обучения дают реальную возможность создать в аудитории атмосферу партнерства. Преподаватель, получивший в руки технологию, основанную на интерактивных методах, а не готовые рецепты хороших занятий, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям и принятию нестандартных и ответственных решений.
Интерактивные методы обучения позволяют педагогу:
обеспечить интерес обучаемых к теме занятия,
достигнуть более прочного усвоения учебного материала,
развивать аналитическое мышление,
формировать коммуникативные навыки,
создавать условия для вовлечения всех обучаемых в активную учебную деятельность,
обеспечить благоприятный психологический микроклимат в учебной группе и др..
3. Педагогические информационные технологии
Одним из перспективных направлений развития современного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Также представляется обедненной трактовка обучения как процедуры выработки необходимых навыков и умений. Разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются. Более того, во многих курсах присутствуют простая передача сведений учебного характера (учебного материала) и процедуры выработки требуемых умений и навыков, формирование на их основе развитых видов деятельности. Однако учебные цели здесь более широкие – формирование творческой личности, развитие личностных механизмов адаптации к условиям быстро меняющегося мира, способностей к постоянному развитию и совершенствованию, готовности и способности осваивать новые области профессиональной деятельности.
Средства новых информационных технологий обеспечивают обучаемых разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов обучаемым могут предлагаться:
компьютерные обучающие программы
электронные учебные пособия
компьютерные системы тестирования и контроля знаний
электронные справочники и энциклопедии
учебные аудио- и видеоматериалы
информационные материалы, размещенные в сети Интернет
Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение и освоение учебного материала. Именно здесь требуется сосредоточить внимание разработчиков курсов дистанционного обучения. Разработка подобных средств обучения весьма трудоемкий и длительный по времени процесс. Но именно в создании современных средств обучения заложены источники повышения эффективности образования. Дистанционное образование как разновидность информационных форм педагогических технологий легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательные курсы. В дистанционном режиме достаточно естественно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированных на развитие творческих способностей обучаемых
Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.
4. Тестирование как инновационный метод педагогического контроля
Важным этапом контроля сформированности умений, навыков и знаний является их оценка, которая может проводиться фронтально или индивидуально, устно или письменно в форме вопросов, билетов или с помощью тестирования, как одного из инновационных методов.
Процесс контроля – это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны его правильная обстановка способствует улучшению качества подготовки специалистов
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя.
В литературе встречается следующее определение тестов достижений: это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).
Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.
Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом, например, разделом учебника или курсом английского языка. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.
Во-вторых, различия между тестами определяются целями их применения. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.
Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.
Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный студент, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.
Необходимо заметить, что тесты, создаваемые с привлечением компьютерных технологий или же без них, должны быть максимально просты в использовании (особенно на ЭВМ), и не требовать специальной подготовки работы на компьютере.
4.Теория и практика применения игровых и инновационных технологий
Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто «спрессовывается» время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями.
Чтобы возник и начал жить игровой мир, должны совпасть векторы устремлений, желаний, творческих возможностей играющих людей. На развитие мира игры действуют и другие факторы: владение игроками техники игры, понимание ими своего места в реальном и игровом мире, отношение окружающих к личности и к самой игре, культурная ситуация в целом, влияющая на положение игры и игровых сообществ.
Любая игра немыслима без правил, которые , по словам А.Г.Асмолова, «можно считать полномочными представителями тенденции к устойчивости, стабильности, повторяемости жизни»28. И тут же он добавляет, что, тем не менее «никакие правила, принятые в игре, не дают возможности предсказать все ходы, все возможные варианты, т.е. получается, что игра – это одновременно как бы и хранилище норм, сберегающих устойчивость бытия, и школа социализации, готовности к непредсказуемости жизни29». С одной стороны, игра представляет собой довольно жесткую структуру, так как она требует от участников обязательного соблюдения правил, определяющих ее ход. А с другой – правила игры, ограничивая степени свободы, допускают , однако, разнообразные импровизации и вариативность поведения. Таким образом, игра образует противоречивое единство свободы и необходимости, заданности и творчества, жесткости игровых обстоятельств и условности поведенческих границ.
К особенностям игры относится также ее эвристичность, дух творчества, пронизывающий все разворачивающиеся действия. Ведь результат игры изначально непредсказуем, имеет вероятностный характер, что и придает каждой игре привлекательную неповторимость знакомого по эмоциональному эффекту, но не воспроизводимого в точности события.
Одной из разновидностей игры являются ролевые игры. В ролевой игре участникам предлагается «сыграть » другого человека или «разыграть» определенную проблему или ситуацию. Имитацией называются ролевые игры с использованием (имитацией) известных, устоявшихся процедур, например: судебный процесс, переговоры, общественные слушания. Эти методики способствуют:
Развитию воображения и навыков критического мышления;
Развитию способности ясно выражать свое отношение, мнение и ценности;
Применению на практике другой линии поведения;
Применению на практике умения решать проблемы;
Воспитанию сочувствия к другим людям.
«Без науки, без инноваций мы никогда не достигнем поставленных целей. Работать надо не для отчетности, а на результат» Мирзиёев Ш. М.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Использование инновационных технологий поможет в образовательном процессе, это повысит заинтересованность учащихся, развивая навыки самоконтроля, и сделает учебный процесс нагляднее, проще, позволит по-новому строить методику изучения математики. Также снизит нагрузку на преподавателей и эмоциональную напряжение.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. В этом исполнении неизбежно присутствует личностная компонента мастера, определенная специфика, но определяющей является компонента, характеризующая закономерности усвоения материала, состав и последовательность действий учащихся. Конечно, результаты будут различными, однако близкими к некоторому среднему значению, характерному для данной технологии. Таким образом, технология работы опосредуется свойствами личности, но только опосредуется, а не определяется.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.
Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.
Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. - 1995- - № 6.
Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1992.
ПидкасистыйП.И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 1996.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.
Янкина Р.С., Теория и практика общей педагогики 1-часть// Андижан 2012
Янкина Р.С., Иновационные педагогические технологии в начальном образовании //Андижан 2014
»28 Как построить свое «Я» / под ред. В.П.Зинченко – М.: Педагогика, 1991. 146 с.