Использование игровых приемов на уроках чтения во 2-4 классах с учащимися с ОВЗ
Использование игровых приемов на уроках чтения во 2-4 классах с учащимися с ОВЗ
Данная статья будет полезна для учителей, работающих в начальных классах с учащимися с ОВЗ. В данной статье предлагаются игровые приемы, для активизации познавательной деятельности учащихся, снижению утомляемости, обострению мыслительной деятельности. Дидактические игры представлены для каждого этапа литературного чтения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых приемов на уроках чтения во 2-4 классах с учащимися с ОВЗ»
Использование игровых приемов на уроках чтения во 2-4 классах
с учащимися с ОВЗ
Необходимость создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. У данной категории учащихся, как правило, наблюдается недостаточная познавательная активность, быстрая утомляемость, истощаемость, что вызывает торможение в эффективном развитии и обучении.
Утомление приводит к снижению работоспособности, негативно отражается на усвоении учебного материала. Учащийся с ОВЗ легко отвлекается, его внимание произвольно переключается с одного объекта на другой. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания школьника с ОВЗ значительно снижена. Для школьника без ОВЗ понижение интенсивности внимания или его переключение на другой объект является своего рода отдыхом, для детей же с ОВЗ, утомление ведёт к резкому спаду внимания, переключение – разрыву его, что значительно затрудняет учебную работу.
Применение игровых приемов на уроке литературного чтения во 2- 4 классах обостряет мыслительную деятельность учащихся, улучшает концентрацию внимания, позволяет учащимся с ОВЗ принимать участие в уроке наравне со всеми. Игра активизирует лексику, грамматику, помогает отработать пересказ, развивает интерес к чтению.
Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». Ш.А. Амонашвили.
Игры возможно использовать на всех этапах работы с текстом на уроках литературного чтения. Выделяются 3 этапа чтения:
Работа с текстом до чтения
Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом после чтения
1. Работа с текстом до чтения
Целью работы на первом этапе является развитие антиципации, умения предполагать содержание текста по его заглавию, иллюстрациям.
1) Одним из приёмов работы может быть игра «Догадайся», где по пословицам и поговоркам дети отгадывают название текста.
2) Разгадывание ребусов, в которых зашифровано название произведения
3) Игра «Буква потерялась». Вставить гласные буквы в слова и угадать название произведения.
М.р.зк.
4) «Что хотел сказать художник?», рассмотрев внимательно иллюстрации к тексту, догадаться о его содержании
2. Работа с текстом во время чтения
На втором этапе проводится работа по обобщению частей прочитанного текста, по постановке вопросов обобщающего характера, высказыванию предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста.
1) Чаще всего используется приём «Чтение с остановками».
Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
Например, после чтения первой строфы задаются следующие вопросы:
- Почему девочка сбилась с ног?
- Что значит это выражение? Как долго она его искала? Как чувствовала себя героиня, после потери друга?
- Как вы думаете, что будет дальше?
2) Следующий приём оказывает плодотворное влияние на развитие устной речи учащихся, углубление представлений и понятий, имеющихся у детей, более образное восприятие всего произведения в целом. Этот приём называется «Аудиозапись», когда учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.
3) Словарную работу можно провести, используя игру «Верно / Неверно»
Например, детям выдаётся таблица, в которую внесены слова и дано их лексическое значение. Детям нужно установить правильность значения слов, используя, по необходимости, справочную литературу.
Такую работу можно проводить как индивидуально, так и в парах или группах.
Слова
Верно
Неверно
1. ЖБАН - большая кастрюля
-
2. КЛАДОВКА - заведующая складом
-
3. СБИЛАСЬ С НОГ- много ходила, устала.
+
4. ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит как пластилин, мягкий и красивый
-
5. ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ - семья пчел.
+
На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления можно использовать различные приемы. Прием «Я-внимательный читатель», когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
«!» - Я это знал.
«+» - Новое для меня.
«-» - Вызывает сомнение.
«?» - Вопрос.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.
Например: Для этого стихотворения дети составили тонкие вопросы:
Сколько часов девочка ждала щенка?
Где лежит больной щенок?
Какое животное впилось в хвост щенку?
Толстые вопросы:
Почему девочка переживала о пропаже щенка?
Что чувствовала бы девочка, если щенок не вернулся домой?
Такая классификация помогает учить детей самостоятельно задавать вопросы к тексту. Им нравится формулировать и записывать вопросы к произведению. Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления. В конце изучения произведения можно устроить конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос-загадку.
Ещё один прием - «Чтение в кружок»
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по строфа. Наша задача - читать внимательно, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он прочитанный текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
На третьем этапе «Работа с текстом после чтения» выявляются авторские позиции, идёт обсуждение, дискуссия по толкованию текста, выявляется главный смысл, идея произведения, выполняются творческие задания и т.п.)
Одним из приёмов на этом этапе будет прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам щенок. Со мной произошла неприятная история. Утром мне было скучно, и я решил погулять один. Я побежал в лес, чтобы найти себе друга. Я хотел подружиться с пчёлами, но они почему-то меня искусали. Я еле от них убежал и решил, что больше без спросу не буду убегать из дома.»
Детям очень нравится такой приём как "Проделки кляксы".
Вместо некоторых слов в тексте, нарисованы кляксы, цветочки. Учащимся необходимо восстановить пропущенные слова, для слабых учащихся нужно изменить только форму слова, для более сильных вставить слово самим. Выигрывает тот, кто полностью восстановит текст.
Я сегодня сбилась с У меня пропал щенок. часа его звала, часа его ждала. За уроки не садилась И не могла.
Следующий приём «Найди пару».
Класс делится на две группы: «красные кружочки» и «синие кружочки». Первые получают карточки с вопросами и красным кружком, под которым находиться начало слова, вторые - с правильными ответами, синим кружком и концом слова. Участники находят свою пару, отклеивают кружки с карточки, если у них получилось слово, то пара найдена верно, если нет- поиск продолжается до тех пор, пока не будет найден правильный ответ.
Красные кружочки
Синие кружочки
Сбилась с ног - …
устала, измучилась
Обед - …
основное принятие пищи, обычно в середине дня
Щенок - …
детёныш собаки
Жбан - …
небольшой сосуд для жидкостей с крышкой
Кладовка - …
небольшое помещение без окон в жилом помещении для хранения вещей
Рой - …
Семья насекомых, образующих во главе с маткой отдельную группу
Приём «Чёрные и белые» используется при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - отрицательных, так же доказывая свой ответ выдержками из текста.
Например,
Герой
Белые-положительные качества
Чёрные- отрицательные качества
Девочка
Заботливая, добрая, внимательная. Я сегодня сбилась с ног, У меня пропал щенок.
Не стала искать щенка, не умеет воспитывать собаку Я не знала, что мне делать Мать сказала: - Подождём.
Щенок
Игривый, любознательный, активный Он, увидел одеяло - Покрываться нечем стало.
Шаловливый, непослушный Он порвал стихи у папы С мёдом жбан перевернул.
Прием «Брось кубик»
Дети получают текст с вопросами, на которые они должны ответить после его прочтения. Сначала каждый учащийся читает текст самостоятельно, потом они работают в парах. Чтобы выбрать свой вопрос, игрок должен бросить кубик. Выпавшее число и будет номером вопроса. Если значение повторяется, то игрок бросает кубик еще раз. Выиграет тот, кто ответит на большее количество вопросов правильно.
Использование игровых приемов в работе с текстом помогает учащимся с ОВЗ в интересной и доступной форме работать над пониманием, содержанием, осмыслением текста, исключая перегрузку и как следствие потерю интереса к чтению в целом.