Просмотр содержимого документа
«Использование алгоритмов для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»
Использование алгоритмов для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Гильмутдинова О.В. учитель начальных классов
Красильникова Л.С. учитель начальных классов
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
В каждом классе присутствуют дети с особыми образовательными потребностями, у которых отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
Поэтому учителю необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Во всех классах на уровне начального общего образования есть темы и в русском языке, и в математике, в которых целесообразно обучать детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья, при помощи алгоритмов. Приведу лишь некоторые примеры применения алгоритмов при изучении новых тем на уроках русского языка и математики.
В Энциклопедическом Словаре написано: «Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными». Алгоритм относят к особой группе универсальных учебных действий – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Венгера Л.А., помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно- схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления, помогают планировать свою деятельность.
Алгоритм – это правило, пользуясь которым обучающиеся приходят к правильному выбору. Зачастую школьнику предстоит охватить большой теоретический материал и вычленить из него наиболее важное. Перед учителем встает задача поиска наиболее оптимального способа подачи материала. В данном случае алгоритмный метод подачи материала является приоритетным, так как помогает учащимся овладеть инструментальными знаниями. Ученики не просто узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой определенных действий. Согласно теории Беспалько В.П., основными свойствами алгоритма являются:
1) определенность (простота и однозначность операций);
2) массовость (приложимость к целому классу задач);
3) результативность (обязательное подведение к ответу);
4) дискретность (членение на элементарные шаги).
Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий. Значит, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило.
Например, при обучении списыванию текста дети знакомятся с таким алгоритмом:
1. Внимательно прочитай текст.
2. Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.
3. Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова.
4. Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам.
5. Проверь себя, сверяя написанное с образцом.
Как видно, в приведённом алгоритме содержится несколько «шагов», позволяющих научить детей писать осознанно.
Алгоритм действий, применяемый при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова.
Алгоритм
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Или более развёрнутый вариант:
Алгоритм работы над орфограммой
«Правописание безударной гласной в корне слова»
(а, я, о, е, и )
Ставлю ударение…………
Ударный слог……………….
Значит, в ……… слоге есть орфограмма «Правописание безударной гласной в корне слова»
Проверяю ударением :
Один - много ……………………………………….
Много - один………………………………………….
Назови ласково………………………………………..
……….. от слова …………………………….
Он какой? ………………………………………
Он что делает?.......................................
Разработка алгоритмов при обучении математике направлена на то, чтобы снять возникшие затруднения и позволить ученику с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками.
Наиболее часто используемые алгоритмы на уроках математики в начальных классах - это алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел.
Например, алгоритм нахождения суммы 34+23 формулируется так:
1) Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
2) Складываю единицы: 4+3=7, пишу 7 под единицами.
3) Складываю десятки:3+2=5, пишу 5 под десятками.
4) Читаю ответ: сумма равна 57.
Алгоритмрешения простейших уравнений: х+4=9
1) прочитай уравнение;
2) установи, какой компонент неизвестен;
3) вспомни правило, как найти значение неизвестного;
Правило проверки сложения можно сформулировать в виде алгоритмического предписания следующим образом. Для того чтобы проверить сложение вычитанием, нужно:
1) из суммы вычесть одно из слагаемых;
2) сравнить полученный результат с другим слагаемым;
3) если полученный результат равен другому слагаемому, то сложение выполнено верно;
4) в противном случае ищи ошибку.
Таким образом, обучение с использованием алгоритмов, является эффективным средством для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах, так как это и своеобразный репетитор-помощник, который приходит на «выручку» детям во время изучения новой темы и при выполнении тренировочных упражнений, предупреждают ошибку на начальном этапе работы по теме или помогают детям не допустить ее повторения.