kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование алгоритмов для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье описана работа с детьми ОВЗ на уроках русского языка и математики с использованием алгоритмов для изучения и повторения тем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование алгоритмов для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Использование алгоритмов для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья


Гильмутдинова О.В.
учитель начальных классов

Красильникова Л.С.
учитель начальных классов


На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

В каждом классе присутствуют дети с особыми образовательными потребностями, у которых отсутствует мотивация к учебе, имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.

  Поэтому учителю необходимо тщательно отбирать и комбинировать методы и приемы обучения с целью смены видов деятельности детей; использовать ориентировочную основу действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания). Во всех классах на уровне начального общего образования есть темы и в русском языке, и в математике, в которых целесообразно обучать детей, особенно с ограниченными возможностями здоровья, при помощи алгоритмов. Приведу лишь некоторые примеры применения алгоритмов при изучении новых тем на уроках русского языка и математики.

В Энциклопедическом Словаре написано: «Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными». Алгоритм относят к особой группе универсальных учебных действий – знаково-символическим действиям. Алгоритмы, по утверждению психолога Венгера Л.А., помогают наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно- схематическое, которое во многих случаях способно выступать в качестве логического мышления, помогают планировать свою деятельность.

Алгоритм – это правило, пользуясь которым обучающиеся приходят к правильному выбору. Зачастую школьнику предстоит охватить большой теоретический материал и вычленить из него наиболее важное. Перед учителем встает задача поиска наиболее оптимального способа подачи материала. В данном случае алгоритмный метод подачи материала является приоритетным, так как помогает учащимся овладеть инструментальными знаниями. Ученики не просто узнают новый материал, а осознают принцип поиска, овладевают системой определенных действий. Согласно теории Беспалько В.П., основными свойствами алгоритма являются:

1) определенность (простота и однозначность операций);

2) массовость (приложимость к целому классу задач);

3) результативность (обязательное подведение к ответу);

4) дискретность (членение на элементарные шаги).

Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий. Значит, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило.

Например, при обучении списыванию текста дети знакомятся с таким алгоритмом:

1. Внимательно прочитай текст.

2. Подумай, понятно ли тебе, о чем идет речь в тексте.

3. Прочитай первое предложение, стараясь запомнить, как пишутся слова.

4. Списывай частями или целыми предложениями, проговаривая слова по слогам.

5. Проверь себя, сверяя написанное с образцом.

Как видно, в приведённом алгоритме содержится несколько «шагов», позволяющих научить детей писать осознанно.

Алгоритм действий, применяемый при изучении проверяемой безударной гласной в корне слова.

Алгоритм

            1. Прочитай слово.

               2. Поставь ударение.

                3. Выдели корень.

              4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.

                        5. Напиши слово, вставь букву.

                        6. Обозначь орфограмму.

Или более развёрнутый вариант:

Алгоритм работы над орфограммой

«Правописание безударной гласной в корне слова»

(а, я, о, е, и )

Ставлю ударение…………

Ударный слог……………….

Значит, в ……… слоге есть орфограмма «Правописание безударной гласной в корне слова»

Проверяю ударением :

  1. Один - много ……………………………………….

  2. Много - один………………………………………….

  3. Назови ласково………………………………………..

  4. ……….. от слова …………………………….

  5. Он какой? ………………………………………

  6. Он что делает?.......................................

  7. Как?...............................................................

  8. Прикажи другу………………………………………..

Под ударением буква………

Значит, пишу …………….

Подчёркиваю безударную ПРОВЕРЯЕМУЮ гласную …… в корне……….



Алгоритм работы над орфограммой

«Правописание парного согласного в корне слова»


Парные звонкие: [б], [в], [г], [д], [з], [ж]

Парные глухие: [п], [ф], [к], [т], [с], [ш]

1) На конце слова слышу парный согласный [ …. ].

2) Значит, есть орфограмма «Правописание парного согласного в корне слова».

3)Проверяю: нет много ……......

4)Перед гласной слышу [ …. ], значит пишу: …….

5)Подчёркиваю парный согласный в корне ………....



Алгоритм разбора слова по составу:

1.Указать часть речи

Имя существительное Имя прилагательное Глагол

называет называет называет

1)предмет признак действие

2)животное КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

3)человека КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

4)явление природы КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЛ?

КТО? ЧТО? КАКИЕ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

2. Указать окончание (Часть слова, которая изменяется)

У существительного У прилагательного У глагола

Для этого изменим форму слова: Для этого изменим форму слова: Для этого изменим форму слова:

Есть………….. Он………….. Я……….…

Нет…………... Она………... Мы……….

Подойду к ... Оно……..... Ты……..….

Вижу…………. Они..………. Вы.………..

Любуюсь…… ОКОНЧАНИЕ………… Он…………

Говорю о..… 2 буквы! Они….……

ОКОНЧАНИЕ……… ОКОНЧАНИЕ………

3. Указать основу (Часть слова без окончания)

4. Указать корень (Общая часть родственных слов)

5. Указать суффикс (Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов)

6. Указать приставку (Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

Алгоритм

Перенос слов

В русском языке 10 гласных букв: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е

В слове столько слогов, сколько гласных букв!

Перенос только по слогам: ули-ца.

  Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной:

лю – бовь, люб – овь па – рад, пар - ад

Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке:

о-сень,   до-ждь, шь-ёт, ку – ст, ака - ция.

Букву Й нельзя отрывать от предшествующей гласной:

май-ка, ма – йка, строй-ка, стро - йка.

Ь,Ъ нельзя отделять от предшествующей согласной: вью-га, пень-ки, подъ-ём, ру-чьи, пла-тье.

Если удвоенные согласные стоят между гласными буквами, то первая удвоенная согласная остаётся, а вторая переносится: ван-на, жуж – жать, осен-няя.

Многие слова можно переносить по-разному. Возможны варианты переносов:

Шум – ный, шу – мный. Дерз – кий, дер – зкий, де-рзкий.

Дет – ский, детс – кий. Лов – кий, ло – вкий.

Скольз – кий, сколь – зкий. Бит – ва, би – тва.

Се – стра, сест – ра, сес – тра.

Разработка алгоритмов при обучении математике направлена на то, чтобы снять возникшие затруднения и позволить ученику с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками.

Наиболее часто используемые алгоритмы на уроках математики в начальных классах - это алгоритмы сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел.

Например, алгоритм нахождения суммы 34+23 формулируется так:

1) Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.

2) Складываю единицы: 4+3=7, пишу 7 под единицами.

3) Складываю десятки:3+2=5, пишу 5 под десятками.

4) Читаю ответ: сумма равна 57.

Алгоритм решения простейших уравнений: х+4=9

1) прочитай уравнение;

2) установи, какой компонент неизвестен;

3) вспомни правило, как найти значение неизвестного;

4) найди значение неизвестного;

5) сделай проверку;

6) запиши ответ.

Алгоритм, используемый при решении задач:

1. Прочитать задачу.
2. Сделать рисунок.
3. Выбрать действие.
4. Вычислить.
5.Записать ответ.

Правило проверки сложения можно сформулировать в виде алгоритмического предписания следующим образом. Для того чтобы проверить сложение вычитанием, нужно:

1) из суммы вычесть одно из слагаемых;

2) сравнить полученный результат с другим слагаемым;

3) если полученный результат равен другому слагаемому, то сложение выполнено верно;

4) в противном случае ищи ошибку.

Таким образом, обучение с использованием алгоритмов, является эффективным средством для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальных классах, так как это и своеобразный репетитор-помощник, который приходит на «выручку» детям во время изучения новой темы и при выполнении тренировочных упражнений, предупреждают ошибку на начальном этапе работы по теме или помогают детям не допустить ее повторения.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гильмутдинова Ольга Васильевна

Дата: 14.03.2020

Номер свидетельства: 542733

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(112) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248169"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668447"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Социально-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья."
    ["seo_title"] => string(108) "sotsial-no-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-uchashchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "248177"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669676"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды для детей с нарушениями речи."
    ["seo_title"] => string(117) "osobiennosti-orghanizatsii-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-dietiei-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "250392"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447076831"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "СИСТЕМА ВНЕДРЕНИЯ ГТО В ГБОУ СОШ №6 "
    ["seo_title"] => string(39) "sistiema-vniedrieniia-gto-v-gbou-sosh-6"
    ["file_id"] => string(6) "199449"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428580763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства