kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование технологии дифференциации в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель  использования технологии дифференциации-обучение каждого ученика на уровне его способностей и возможностей.При использовании данной технологии каждый обучающийся может получить возможность реализовать свой жизненный потенциал.Основная задача учителя-увидеть индивидуальность ученика, его уникальность, сохранить ее,помочь ребенку поверить в свои силы и обеспечить его дальнейшее развитие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии дифференциации в начальной школе.»


Использование технологии дифференциации в начальной школе.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно...»1

Л.С. Выготский. Зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, памяти, внимания, познавательный интерес к предмету), можно определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке. Дифференциация обучения через ее формы необходима для оптимальной педагогической поддержки развития индивидуальности.

«Как работать на уроке со всем классом и одновременно – с каждым учащихся?» Как сделать процесс обучения более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос дает технология  "Уровневая дифференциация», которая позволяет обеспечить развитие каждой личности независимо от индивидуальных возможностей.

Основная цель использования технологии дифференциации – обучение каждого ученика на уровне его способностей и возможностей. При использовании данной технологии каждый обучающийся может получить возможность реализовать свой личностный потенциал.

Основная  моя задача: увидеть индивидуальность ученика, его уникальность, сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы и обеспечить его дальнейшее развитие.

Нагрузка на школьников в современном мире растет быстрыми темпами. Даже родители иногда не могут справиться с предложенными задачами по «Математике» в 4 -5 классах. Консультировать, помогать, разъяснять- моя задача.

Дети приступают к изучению школьной программы с разной степенью подготовки к обучению. Большинство учащихся поступают с примерно одинаковым уровнем психического развития, меньшая часть - этот уровень превосходят, а некоторые дети наоборот, его не достигают.

Осуществляя дифференцированный подход, я руководствуюсь следующими требованиями:

   создание атмосферы, благоприятной для всех учащихся;

   активное общение с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

  определение траектории индивидуального развития для обучающихся, соответствующую их возможностям.

Что дает технология дифференцированного подхода? У детей формируются положительные эмоции, появляется интерес к учёбе, повышается самооценка, появляется доверие к педагогу, формируются доброжелательные отношения в классном коллективе, ученик утверждается в том, что он может.

Этапы дифференцированного обучения:

а) Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

б) Выделение отдельных групп обучающихся.

в) Составление или подбор дифференцированных заданий.

г) Постоянный контроль за результатами работы обучающихся.

Схема урока, на котором применяется дифференциация заданий:

1.Опрос на разных уровнях.

2.Объяснение нового материала на высоком уровне.

3.Закрепление на разных уровнях (кроме изучения нового).

4.Контроль на разных уровнях (кроме изучения нового).

Для дифференциации зданий на уроках я использую:

карточки-задания для добровольного выполнения, задания, содержание которых найдено учеником, задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности, задания на выбор по степени сложности.

Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять по:

-степени самостоятельности;

- уровню творчества;

- уровню трудности;

- объему;

- характеру помощи обучающимся.

Дифференциация обучения применяется при изучении нового материала; при проверке домашней работы; при организации самостоятельных и контрольных работ; при организации работы над ошибками; на уроках закрепления знаний, умений и навыков.

Профессиональный стандарт педагога предусматривает построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Поэтому перед собой я ставлю задачу – раскрыть приемы дифференцированного обучения в работе с одаренными детьми при организации опроса, подаче домашнего задания и оценивании учащихся. Какие же приемы я использую в ходе организации опроса знаний?

 Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Затем из числа желающих выбираю объясняющего и предлагаю ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание. Если ученик справился с заданием и товарищ ему помог, оба получают отметку.

Работа в паре.

При проверке домашнего задания или при закреплении знаний дети могут задавать друг другу вопросы по прочитанному тексту.

Работа в группе.

Назначаю лидера группы. Он согласовывает, определяет работу группы.

 Тихий опрос.

На уроке беседую с одним или несколькими учениками, в то время как класс занят другим делом, которое предлагаю ранее.

Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным по многим причинам: тренировки, игры, поездки…. Как быть? Каждый из обучающихся может до начала урока предупредить о невыполнении домашнего задания, об этом могут заявить и родители. Ситуацию держу под контролем, спрошу ученика в следующий раз.

 Идеальный опрос.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Приемы подачи домашнего задания.

1. Три уровня домашнего задания. Плюсы: разноуровневая дифференциация. Минусы: объем проверяемого материала увеличивается.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней.

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания- оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу.

Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

2.Задание массивом. На уроке математики дается большой объем примеров на порядок действий, на закрепление вычислительных навыков. Время выполнения – произвольное. Старт ученик выбирает самостоятельно. Можно закончить и за две недели, можно сделать и за три месяца. В течение выполняемой работы учитель держит все под контролем. Все результаты проверяю в любое время. Результат - дети самостоятельно учатся контролировать свою работу путем доведения ее до окончательного результата.

3. Задание на перспективу. На уроках литературного чтения на каникулах определяется список стихотворений для заучивания наизусть. Например, стихотворение К. Бальмонта оценивается через месяц. Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 10 заданий ученик должен выполнить 5-10. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит согласование ребенка и уровня заданий, которые он решает. Объем задания можно изменять.

4.Идеальное задание. На дом не даю никакого определенного задания. Предлагаю школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору.

Приемы оценивания.

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Младшему школьнику обязательно нужен успех.

  1. Прием. Оценка – не обязательно отметка.

Оцениваю словами, например, «молодец, умница, старайся, здорово, удивительно, великолепно, прекрасно, уже лучше, красота, чудесно, у тебя все получится и другие».

  1. Прием.  Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу я ставлю отметку. Моя задача – приучить ребенка к регулярному оцениванию своего труда, помогая оценивать объективно. Учу способам самооценки.

  1. Прием. Кредит доверия.

В некоторых случаях я могу ученику, более слабому, но очень старательному поставить отметку в "кредит”, чтобы повысить уровень самооценки, создать ситуацию успеха, ставлю более высокую отметку. А другому ученику за эту же самую работу могу поставить отметку ниже, все зависит и от ситуации, и от отношения каждого ученика к работе.

  1. Прием. Развернутая оценка.

 Наряду с отметкой, делаю запись в дневнике у обучающихся, чтобы ученик доработал свои «незнания» дома вместе с родителями.

После проведенных мероприятий: олимпиад, конференций, выступлений, научно –практических работ, открытых уроков, выполненных творческих проектов всегда отмечаю записью благодарности за подготовку школьников к выполненному делу, за помощь родителей.

5. Взаимопроверка. Выполнение тестов дома. Проверить надо, вопросов до 30. Рабочие тетради собираются, затем раздаются вновь, кому попадается своя тетрадь, заменяется. Начинаем согласованную проверку. Читаем вопрос, дают дети правильный ответ. В случае творческого задания, читаются несколько ответов, каждый ответ принимается. Результат: по предложенным критериям: 15,14 +отметка «5», 11,12,13 + «4», от 8 до10 + «3», меньше 7+ отметка «2».

Положительные стороны дифференцированного обучения:

- сильным и слабым обучающимся можно уделить больше внимания;

- повышается уровень «Я-концепции» (результат познания и оценки самого себя);

- ситуация успеха, повышается самооценка у слабого ученика;

- повышается уровень мотивации у сильных учеников.

Отрицательные стороны дифференцированного обучения:

- слабые не всегда имеют возможности тянуться за сильными;

- понижается уровень мотивации в группах, выполняющих обязательный минимум.

Представленная выше система работы по «Технологии дифференциации в начальной школе» позволяет представить результат только при организации совместной систематической работы с родителями обучающихся, повышении их правовой и педагогической культуры, а также формировании практических умений и навыков в воспитании способных, талантливых детей.

Бесталанных детей нет, каждый ребенок уникален по-своему. И найти эту характеристику у каждого ребенка – моя главная задача. А помогают мне в этом семья, родители обучающихся. Основываясь на этом, в начале каждого учебного года на первых родительских собраниях я перед родителями ставлю цели и задачи о том, как можно организовать работу с одаренными детьми, в каких мероприятиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах их дети могут участвовать.

Родители прислушиваются к вопросам ребёнка, отмечают, чем ребёнок предпочитает заниматься, выявляют наклонности, таланты, организовывают дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов в кружках и секциях.

Вместе с родителями мы разрабатываем индивидуальные траектории развития детей - это занятия спортом, творческие проекты и конкурсы, научно-исследовательская работа или подготовка к олимпиадам.

Вместе с ребятами создаем "портфели" индивидуальных достижений, которые представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, спортивных и художественных достижений.

Все перечисленные приемы и методы технологии дифференциации приводят при правильной организации к достижению достаточно высоких результатов в создании условий развития личности школьника и ее адаптации в обществе.

Литература:

1.Гин А. Приемы педагогической техники. – М., "Вита-Пресс”, 1999.

2.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.

3.Выготский Л.С. Проблема возраста

// Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268

Интернет-ресурсы:

http://irina31reg.ucoz.ru/publ/1-1-0-9

http://garnett.ru/10-klass/opyt-raboty35998/

1 Выготский Л.С. Проблема возраста// Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование технологии дифференциации в начальной школе.

Автор: Гареева Рима Мухаметзяновна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352736

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)"
    ["seo_title"] => string(80) "sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii_v_nachalnoi_shkole_umk_nachalnaia_shkola"
    ["file_id"] => string(6) "524739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572352437"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ." "
    ["seo_title"] => string(75) "stat-ia-sovriemiennyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "160929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422134465"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Использование ИКТ в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(41) "ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "203533"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429513510"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад:"Современные технологии в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(56) "doklad-sovriemiennyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "211973"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431709633"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства