Просмотр содержимого документа
«Использование дифференцированных заданий на уроках для достижения качественных результатов учебной деятельности»
Использование дифференцированных заданий на уроках длядостижения качественных результатов учебной деятельности
Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Поэтому на уроках первоклассники работают не только с «Букварем», но и с дополнительными карточками, содержащими слоговые таблицы, рифмовки, короткие стихи, палиндромы и др. в первом полугодии и дополнительные тексты во втором полугодии.
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимания на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими будут выполняться общеклассные задания. Уместно в этом случае предлагать таким детям карточки, содержащие материал, легко интегрируемый с темой урока или подготавливающий к изучению нового, а остальным – предложить составить вопросы по изучаемой теме.
При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Для этого организуется работа в гомогенных группах. Каждая группа получает задание, "работающее" на тему в целом. Эти задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив своё задание, должна сообщить нечто новое, интересное всему классу. Такой подход даёт каждому ребёнку возможность почувствовать себя значимым, внести свой вклад в общее дело. Это особенно важно для "слабых" учащихся. Так, если задание для 1 группы включают большей частью деятельность репродуктивную и лишь отчасти частично-поисковую, то у 2-й, напротив, преобладают задания частично-поискового характера, а у 3-ей в работу включены проблемные задания, требующие наибольшей сложности работы мысли. Благодаря такому построению заданий удается обеспечить не только оптимальный уровень сложности для каждого, но и избежать дискомфортного состояния у "средних" и "слабых", связанного с ощущением своей "неполноценности", "слабости" по сравнению с другими детьми.
Например: предмет «Окружающий мир».
Предлагаю разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений”
1-й уровень
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
2-й уровень
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
3-й уровень
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
Этап закрепления изученного дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.
Учебный труд ребенка направлен не только на усвоение учащимися научных фактов, понятий, законов и правил, но и на усвоение наиболее рациональных приемов, привычек и методов учебной работы. Сюда относятся умения внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы и самому формулировать их, навыки самостоятельной работы с учебником. Приемы умственной деятельности, методы овладения знаниями и умениями являются важным показателем уровня развития способностей ученика. Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления я ясно представляла себе
закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание;
какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения;
какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь;
какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера.
Решение этих проблем при помощи дифференцированных заданий способствует как закреплению учебного материала, так и умственному развитию учащихся в процессе обучения.
Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме. Учащиеся 1-й группы упражняются в проверке слов с безударной гласной путем изменения формы слова, а остальные дети для проверки орфограммы не только изменяют форму слова, но и подбирают родственные слова.
Важную роль в развитии младших школьников играет формирование навыков самоконтроля. Дети часто выполняют задания, связанные с проверкой написанного текста.
Например:
Математика,
Тема: «Решение примеров на порядок действий».
1-й уровень:
Найди значение выражения:
7800-(398+507*6)=
2-й уровень:
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень:
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Домашнее задание – особый вид самостоятельной работы, так как эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Определение содержания, объема и характера заданий зависит от продуктивности работы ученика на уроке. Целесообразно включать в домашнюю работу всех учеников задания, корректирующие возникшие по тем или иным причинам недостатки, проблемы в знаниях, умениях и навыках учеников. Учет причин возникновения ошибок (невыученное правило, неразличение каких-либо понятий, слабое овладение способом действия) позволяет не только исправить допущенную ошибку, но и предотвратить появление аналогичных ошибок. Дифференцируя многие домашние задания, ставились такие цели:
восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика (в том случае задание индивидуальное);
подготовит учащихся к изучению нового учебного материала;
оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания (в карточку включается справочный материал: правило, чертеж, схема, дополнительные вопросы);
расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме.
Например:
В качестве еще одного примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.
Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.
1-й уровень
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровень
Дано предложение.
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму).
Использованная литература
Аверена К. И Дифференциация в условиях внедрения ФГОС, М: АСКС, 2013