kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе

Чтоб урок был интересным,
Развивающим, полезным
ФГОС старательно внедряю
И приемы применяю.
Предложу на уроке придумать вопрос.
Проведу интересно я блиц-опрос.
Обсуждать проблему будем.
«Создать паспорт» не забудем.
Возьму интересный прием «Идеал»
Чтоб проблему разрешал.
И вот так вот «Шаг за шагом»
Текст изучим мы «Зигзагом».
Представлю некоторые приемы, которые  применяю в своей педагогической деятельности. Они помогают мне в формировании у обучающихся универсальных учебных действий. 
Думаю, что  многим учителям знакомы  приемы из технологии теории решения изобретательских задач и технологии развития критического мышления. Это известные приемы  синквейн,  Зигзаг,  «Жокей и лошади» Я считаю, что использование на современном уроке различных приемов этих технологий направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся. 
Некоторые из них я особенно часто применяю на разных этапах урока, они нравятся мне и моим ученикам. Приемы вызывают интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и  формировать предметные умения. 
Хочу обратить ваше внимание на слова американского педагога Лоренса Питера.  «Нет ничего нового под солнцем,  но есть кое-что старое,  чего мы не знаем». Почему я вспомнила про эти слова? Да потому, что те приемы, о которых вам хочу рассказать далеко не новые, но о них я узнала   сравнительно недавно, и мне они помогают в работе.  
Приём «Ложная альтернатива»
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание ребенка  уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным. 
Например, учитель предлагает обычные загадки и лжезагадки. 
Столица России – Санкт-Петербург или Томск? Слово «кукла» – это имя прилагательное или глагол?

Приём «Шаг за шагом»
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний.  Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала. 
Например. На уроке русского языка по теме «Глагол». Задание: назовите глаголы настоящего времени. Ученик шагает и на каждый шаг называет глагол настоящего времени. 
На уроке окружающего мира по теме «Млекопитающие», ученик на каждый шаг называет животное-млекопитающее.
Логическая цепочка « Причина - Факт - Следствие».
Данный приём позволяет определять связь между причиной и фактом, видеть его последствия. Это упражнение позволяет осуществлять мини исследование, устанавливать причинно - следственную связь, развивать навыки анализа. Например, «Не выучил правило – допустил ошибки в диктанте – получил плохую отметку».
Прием «Да-нетка»
Это прием, в результате которого  сужается  поиск чего-либо  посредством задавания вопросов учениками, на которые  учитель может отвечать только словами «да». «нет», «и да, и нет».
Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия: 
•     умение связывать разрозненные факты в единую картину; 
•     умение систематизировать уже имеющуюся информацию; 
•     умение слушать и слышать друг друга. 
Например, учитель загадал число 24.
Ученики задают вопросы:
•    Это однозначное число? Нет
•    В нем больше одного десятка? Да 
•    Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да 
•    Сумма цифр больше 7? Нет  и т.д
Таким образом, формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ребенок должен быть внимательным, слушать учителя, одноклассников  и не повторять вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.
Прием «Хорошо-плохо».
 Учитель задает вопрос ученикам. Например, «Болеть  - это хорошо или плохо?» Ученики ищут плюсы и минусы  данной ситуации. Можно класс разделить на команды. Проверка задания выполняется в виде «игры-перестрелки».
Команда №1 «хорошо»                                                                                    Команда №2 «плохо»
можно не ходить в школу                                                                                не ходишь в школу пропустишь много нового
можно сидеть дома и смотреть телевизор                                                    не можешь погулять с друзьями на улице
много внимания со стороны родителей                                                         постоянно пьешь горькие лекарства
…                                                                                                                       необходимо ходить в больницу

Систематическое использование приемов  делает педагогический процесс эффективным, интересным и увлекательным для каждого ученика. Приемы направлены на формирование универсальных учебных действий и закрепление предметных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе »

Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе



Чтоб урок был интересным,

Развивающим, полезным

ФГОС старательно внедряю

И приемы применяю.

Предложу на уроке придумать вопрос.

Проведу интересно я блиц-опрос.

Обсуждать проблему будем.

«Создать паспорт» не забудем.

Возьму интересный прием «Идеал»

Чтоб проблему разрешал.

И вот так вот «Шаг за шагом»

Текст изучим мы «Зигзагом».

Представлю некоторые приемы, которые применяю в своей педагогической деятельности. Они помогают мне в формировании у обучающихся универсальных учебных действий.

Думаю, что многим учителям знакомы приемы из технологии теории решения изобретательских задач и технологии развития критического мышления. Это известные приемы синквейн, Зигзаг, «Жокей и лошади» Я считаю, что использование на современном уроке различных приемов этих технологий направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Некоторые из них я особенно часто применяю на разных этапах урока, они нравятся мне и моим ученикам. Приемы вызывают интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения.

Хочу обратить ваше внимание на слова американского педагога Лоренса Питера. «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем». Почему я вспомнила про эти слова? Да потому, что те приемы, о которых вам хочу рассказать далеко не новые, но о них я узнала сравнительно недавно, и мне они помогают в работе.

Приём «Ложная альтернатива»

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание ребенка уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Например, учитель предлагает обычные загадки и лжезагадки.

Столица России – Санкт-Петербург или Томск? Слово «кукла» – это имя прилагательное или глагол?


Приём «Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Например. На уроке русского языка по теме «Глагол». Задание: назовите глаголы настоящего времени. Ученик шагает и на каждый шаг называет глагол настоящего времени.

На уроке окружающего мира по теме «Млекопитающие», ученик на каждый шаг называет животное-млекопитающее.

Логическая цепочка « Причина - Факт - Следствие».

Данный приём позволяет определять связь между причиной и фактом, видеть его последствия. Это упражнение позволяет осуществлять мини исследование, устанавливать причинно - следственную связь, развивать навыки анализа. Например, «Не выучил правило – допустил ошибки в диктанте – получил плохую отметку»..

Прием «Да-нетка»

Это прием, в результате которого сужается поиск чего-либо посредством задавания вопросов учениками, на которые учитель может отвечать только словами «да». «нет», «и да, и нет».

Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия:

  • умение связывать разрозненные факты в единую картину;

  • умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • умение слушать и слышать друг друга.

Например, учитель загадал число 24.

Ученики задают вопросы:

  • Это однозначное число? Нет

  • В нем больше одного десятка? Да

  • Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да

  • Сумма цифр больше 7? Нет и т.д

Таким образом, формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ребенок должен быть внимательным, слушать учителя, одноклассников и не повторять вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.

Прием «Хорошо-плохо».

 Учитель задает вопрос ученикам. Например, «Болеть - это хорошо или плохо?» Ученики ищут плюсы и минусы данной ситуации. Можно класс разделить на команды. Проверка задания выполняется в виде «игры-перестрелки».

Команда №1 «хорошо»

Команда №2 «плохо»

можно не ходить в школу

не ходишь в школу пропустишь много нового

можно сидеть дома и смотреть телевизор

не можешь погулять с друзьями на улице

много внимания со стороны родителей

постоянно пьешь горькие лекарства

необходимо ходить в больницу



Систематическое использование приемов делает педагогический процесс эффективным, интересным и увлекательным для каждого ученика. Приемы направлены на формирование универсальных учебных действий и закрепление предметных знаний.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе

Автор: Головина Татьяна Сергеевна

Дата: 12.09.2015

Номер свидетельства: 230298

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в начальной школы»"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_mastier_klass_ispol_zovaniie_priiemov_triz_v_nachal_noi_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "386364"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485933999"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ТРИЗ На уроках в начальной школе (презентация) "
    ["seo_title"] => string(52) "triz-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "148830"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419858714"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(67) "osobiennosti-ispol-zovaniia-triz-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420727976"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Технология ТРИЗ "
    ["seo_title"] => string(19) "tiekhnologhiia-triz"
    ["file_id"] => string(6) "217429"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433345432"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Использование изобразительно-выразительных средств языка в системе работы над связной речью в третьем классе."
    ["seo_title"] => string(123) "ispol-zovaniie-izobrazitiel-no-vyrazitiel-nykh-sriedstv-iazyka-v-sistiemie-raboty-nad-sviaznoi-riech-iu-v-triet-iem-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "317936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460465261"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства