Использование приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе
Чтоб урок был интересным,
Развивающим, полезным
ФГОС старательно внедряю
И приемы применяю.
Предложу на уроке придумать вопрос.
Проведу интересно я блиц-опрос.
Обсуждать проблему будем.
«Создать паспорт» не забудем.
Возьму интересный прием «Идеал»
Чтоб проблему разрешал.
И вот так вот «Шаг за шагом»
Текст изучим мы «Зигзагом».
Представлю некоторые приемы, которые применяю в своей педагогической деятельности. Они помогают мне в формировании у обучающихся универсальных учебных действий.
Думаю, что многим учителям знакомы приемы из технологии теории решения изобретательских задач и технологии развития критического мышления. Это известные приемы синквейн, Зигзаг, «Жокей и лошади» Я считаю, что использование на современном уроке различных приемов этих технологий направлено на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Некоторые из них я особенно часто применяю на разных этапах урока, они нравятся мне и моим ученикам. Приемы вызывают интерес у учеников, не занимают много времени на уроке и позволяют объективно оценить, провести рефлексию и формировать предметные умения.
Хочу обратить ваше внимание на слова американского педагога Лоренса Питера. «Нет ничего нового под солнцем, но есть кое-что старое, чего мы не знаем». Почему я вспомнила про эти слова? Да потому, что те приемы, о которых вам хочу рассказать далеко не новые, но о них я узнала сравнительно недавно, и мне они помогают в работе.
Приём «Ложная альтернатива»
Универсальный прием ТРИЗ. Внимание ребенка уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Например, учитель предлагает обычные загадки и лжезагадки.
Столица России – Санкт-Петербург или Томск? Слово «кукла» – это имя прилагательное или глагол?
Приём «Шаг за шагом»
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление из изученного ранее материала.
Например. На уроке русского языка по теме «Глагол». Задание: назовите глаголы настоящего времени. Ученик шагает и на каждый шаг называет глагол настоящего времени.
На уроке окружающего мира по теме «Млекопитающие», ученик на каждый шаг называет животное-млекопитающее.
Логическая цепочка « Причина - Факт - Следствие».
Данный приём позволяет определять связь между причиной и фактом, видеть его последствия. Это упражнение позволяет осуществлять мини исследование, устанавливать причинно - следственную связь, развивать навыки анализа. Например, «Не выучил правило – допустил ошибки в диктанте – получил плохую отметку».
Прием «Да-нетка»
Это прием, в результате которого сужается поиск чего-либо посредством задавания вопросов учениками, на которые учитель может отвечать только словами «да». «нет», «и да, и нет».
Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия:
• умение связывать разрозненные факты в единую картину;
• умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
• умение слушать и слышать друг друга.
Например, учитель загадал число 24.
Ученики задают вопросы:
• Это однозначное число? Нет
• В нем больше одного десятка? Да
• Цифра, обозначающая количество десятков, делится на 2? Да
• Сумма цифр больше 7? Нет и т.д
Таким образом, формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ребенок должен быть внимательным, слушать учителя, одноклассников и не повторять вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.
Прием «Хорошо-плохо».
Учитель задает вопрос ученикам. Например, «Болеть - это хорошо или плохо?» Ученики ищут плюсы и минусы данной ситуации. Можно класс разделить на команды. Проверка задания выполняется в виде «игры-перестрелки».
Команда №1 «хорошо» Команда №2 «плохо»
можно не ходить в школу не ходишь в школу пропустишь много нового
можно сидеть дома и смотреть телевизор не можешь погулять с друзьями на улице
много внимания со стороны родителей постоянно пьешь горькие лекарства
… необходимо ходить в больницу
Систематическое использование приемов делает педагогический процесс эффективным, интересным и увлекательным для каждого ученика. Приемы направлены на формирование универсальных учебных действий и закрепление предметных знаний.