“Использование методических приемов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС”
“Использование методических приемов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС”
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед »
Евгений Доманский
“Использование методических приемов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС”
Понятие «рефлексии» представлено следующими трактовками:
По В.В. Давыдову, Г.А. Голицыну, Е.И. Машбицу означает «осознание субъектом средств и оснований деятельности, их изменение».
По Н.Г. Алексееву, В.К. Зарецкому, В.И. Слободчикову, Г.А. Цукерману - «процесс установления отношения между деятельностями или их структурными образованиями – действиями, средствами».
По О.С. Анисимову, А.А. Тюкову, Г.П. Щедровицкому - «выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта».
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«“Использование методических приемов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС” »
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский
“Использование методических приемов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС”
Понятие «рефлексии» представлено следующими трактовками:
По В.В. Давыдову, Г.А. Голицыну, Е.И. Машбицу означает «осознание субъектом средств и оснований деятельности, их изменение».
По Н.Г. Алексееву, В.К. Зарецкому, В.И. Слободчикову, Г.А. Цукерману - «процесс установления отношения между деятельностями или их структурными образованиями – действиями, средствами».
По О.С. Анисимову, А.А. Тюкову, Г.П. Щедровицкому - «выход во внешнюю позицию одного субъекта деятельности по отношению к деятельности другого субъекта».
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности )
«Маятник настроения». Маятник - подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке - хмурый день, тучи, дождь. Справа - солнце, безоблачное небо. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина. «Цветик- многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
«Мишень настроения».
День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация. «Состояние моей души». Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души. Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно
«Солнышко»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащимся предлагается выбрать солнышко, которое соответствует их настроению.
«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».
Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.
«Эмоционально – художественная рефлексия».
Учащимся предлагается две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
«Эмоционально – музыкальная рефлексия».
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
«Что ты чувствуешь сейчас?»
Учащиеся 3 – 4 классов могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует расширению лексического запаса.
«Рефлексивный экран»
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни в зуб ногой
- светлая голова
«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
Рефлексия содержания учебного материала( Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).
«Уборка в доме»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Численность: Все ученики
Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Проведение:
К стене прикрепляются три больших листа на первом нарисован чемодан, на втором- мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес с урока или семинара, заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать.
«SMS» Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
«Футбольное поле». В зависимости от индивидуального анализа и оценки
своего продвижения учащимся предлагается обозначить фигурку на футбольном поле, наиболее точно передающее его состояние на данном занятии. Взять фото из футбольных матчей (нападающий, обороняющий ворота, упавший игрок и т.д.).
Учащимся предлагается найти своего игрока.
«Гимнастика».
• Присесть на корточки – низкая оценка.
• Присесть, согнув ноги – не высокая оценка.
• Обычная поза «Руки по швам» - удовлетворительная оценка.
• Поднять руки в локтях – хорошая оценка.
• Поднять вверх, хлопая в ладони – оценка «отлично».
«Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
«Поляна».
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
«Незаконченная фраза». Меня поразило… Что думал? Меня удивило… Что чувствовал? Я узнал… Что меня удивило?
Своей работой я: - доволен; - не совсем доволен; - я недоволен, потому что...
Выбрал эти задания на уроке, потому что: - они мне нравятся больше остальных; - я чувствую, что справлюсь с ним пока хуже, чем с другими заданиями; - они легче остальных заданий; - затрудняюсь ответить.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Метод пяти пальцев», предложенный Л.Зайвертом.
Это простая и доступная техника, в которой за каждым пальцем руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели.
Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Плюс – минус– интересно».
Это упражнение можно выполнять устно и письменно. Учащимся
предлагается таблица из трех граф. «П» - «плюс» - что понравилось на уроке,
положительные эмоции, достижения целей. Графа «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, ненужная, бесполезная информация. В графу «интересно» записываем интересные моменты.
«Шесть шляп».
«Белая шляпа» - факты, цифры без эмоций, «черная шляпа» -
определение того, что было неясно, «красная шляпа» - эмоции, связь своего
эмоционального состояния с теми или иными моментами, «желтая шляпа» -
позитив, то, что было ясно и понятно, «зеленая шляпа» - творческое мышление,
«Что можно было бы сделать иначе? Почему и как именно?», «синяя шляпа» -обобщающая шляпа, философия, обобщает высказывания каждой группы.
«Четыре угла».
В классе вывешиваются картинки «Портфель» - многому научился, много узнал, «черепаха» - полз медленно по лестнице знаний, «мячик» - пропрыгал весь урок, картинка «???» - есть еще вопрос и проблемы.
"Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
“ Пятерочка - 1 “
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
“ Пятерочка - 2“
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
”Слон”
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.
«Карта настроения»
В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.
«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
«Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок Я на уроке Итог
1. интересно 1. работал 1. понял материал
2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал
3.безразлично 3.помогал другим 3.не понял
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
А.М.О. «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
А.М.О. «Мухомор»
На листе рисуется круг, который разделен на секторы по числу этапов урока. Вне круга записываются вопросы. Например при общей теме обсуждения задается вопрос «Насколько я был доволен …»
• передачей содержания
• возможностью задавать вопросы
• психологической атмосферой в группе
• раздаваемыми рабочими и информационными материалами
• организацией отдыха
До начало работы предоставляется возможность обозначить свою оценку наклеиванием кругов на сектора круга или нарисовать фломастером. Чем больше удовлетворенность, тем ближе к центру круга ставятся значки (ассоциация – попадания в цель)
Общий вид «мухомора» выявляет основные тенденции при оценки работы по отдельным ее аспектам. Далее проводится общее обсуждение итогов с уточнением отдельных моментов.
Примечание: этот метод уязвим, так как многие склонны присоединяться к оценкам своих предшественников. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы размещение значков в круге происходило не на глазах у всех участников, а ,например на стенде,повернутом обратной стороной.
А.М.О. «Химс»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Материал: лист большого формата, фломастеры.
Проведение:
Этот метод помогает выяснить впечатления от урока или семинара по следующим вопросам:
• Хорошо…
• Интересно…
• Мешало…
• Возьму с собой…
Каждый участник должен откровенно ответить на вопросы, включая вопросы о своём самочувствии, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
А.М.О. «Все у меня в руках»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры.
Проведение:
Вопросы для проверки результатов работы обозначаются с помощью пальцев:
• Большой палец – над этой темой я хотела бы ещё поработать;
• Указательный – здесь мне были даны конкретные указания;
• Средний – мне здесь совсем не понравилось;
• Безымянный – психологическая атмосфера;
• Мизинец – мне здесь не хватало.
Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
Рефлексия деятельности (Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ).
"Дерево предсказаний"
Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет" (количество "ветвей" не ограничено), и "листья" - обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)
«Градусник»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
«Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.