«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Перед учителем стоит главная задача - пробудить у ребенка интерес к учебе, желание учиться, сделать учебный процесс привлекательным и притягательным, только тогда учение будет направлено на развитие ребенка, на развитие его интеллектуальных способностей, на раскрытие его внутренних возможностей и потенциала. Проработав в школе 29 лет, я поняла, если учитель хочет добиться устойчивых результатов в общем развитии ребенка, то следует сотворить свой «сплав элементов современных технологий», способствующих успешному развитию именно для этого ребенка, именно для этого подбора детского коллектива. На мой взгляд, не стоит пользовать один и тем же «шаблоном» воспитания и обучения. Сразу хочется вспомнить слова Л.А. Сенеки «Уча других, мы учимся сами». Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах учителя. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Поэтому так актуальны, сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА»
Прянишникова Ольга Ивановна
ГУ «Физико-математический лицей
отдела образования акимата города Костаная»
Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев. Саади
Перед учителем стоит главная задача - пробудить у ребенка интерес к учебе, желание учиться, сделать учебный процесс привлекательным и притягательным, только тогда учение будет направлено на развитие ребенка, на развитие его интеллектуальных способностей, на раскрытие его внутренних возможностей и потенциала. Проработав в школе 29 лет, я поняла, если учительхочет добиться устойчивых результатов в общем развитии ребенка, то следует сотворить свой «сплав элементов современных технологий», способствующих успешному развитию именно для этого ребенка, именно для этого подбора детского коллектива. На мой взгляд, не стоит пользовать один и тем же «шаблоном» воспитания и обучения. Сразу хочется вспомнить слова Л.А. Сенеки «Уча других, мы учимся сами». Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук — не в силах учителя. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Поэтому так актуальны, сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Предлагаю рассмотреть «Кластер современных технологий». Перейдем к приемам технологий, которые я использую в практической деятельности.
1.«Педагогическая мастерская»:а)индуктор (погружение в тему); б)самоконструкция (запись слов-ассоциаций); в)разрыв (кульминация, во время которой ученик начинает понимать или чувствовать то, чего не знал или не чувствовал); г) пластика (создание пантомимических образов); д)афиширование (демонстрация выполненной работы); е) рефлексия (духовное состояние после мастерской)
2. «Критическое мышление». Использую элементы: ассоциации; составление кластеров; проводим обобщение по диаграмме Эйлера-Вена; пишем эссе, мини-сочинения; сочиняем стихотворения по опорным словам; дети любят составлять сочинения-пятистишия.
3. «Шаг за шагом». Элементы этой технологии хорошо подходят, когда дети работают в мини-группах и по учебным центрам. В зависимости от количества групп, через определенное время по сигналу дети переходят из одной группы в другую. Например: тема «Животный и растительный мир Казахстана». Центры: русский язык (работа с текстом «Растения и животные РК», творчества (рисование ассоциаций «Кто я: представь себя цветком или животными нарисуй), познание мира (работа с картой, гербариями, фото, рисунками), театр (инсценировка готовой сказки или придумывание своей). Каждая группа в центре работает 10 минут и выполняет заготовленные задания. Через время дети по часовой стрелке переходят из одного в другой центр. На рефлексию отводится 5 минут. Широкий спектр выбора заданий.
4. «Технология личностно-ориентированного обучения». Здесь использую элементы разно уровневого, дифференцированного обучения.
5. Технология «ТРИЗ»- теория решения изобретательских задач.
А)Синектика (прием объединения разнородных элементов); б)метод фокальных объектов (метод каталога)- наугад открыть любой каталог (словарь, книгу) взять любое слово и «состыковать» с исходным словом; в)метод творческих преобразований- применение, изменение, уменьшение, увеличение, замещение, перемещение объекта; г)метод морфологического анализа (соединить персонажей из разных сказок в один новый сюжет); д) оперативная зона – игра, проект, защита нового изобретённого объекта и т.д.
6. «Информационные технологии». В данном направлении, на мой взгляд, более выгодное применение интерактивных методов в союзе с детьми. Не только учитель представляет материал, используя интерактивные методы обучения, но и ребенок умело презентует свои наработки.
7. «Технология модульного обучения». Сердцевина - учебный модуль, включающий: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание.
8. «Технология развивающего обучения». Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка– большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве. Здесь использую такие виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
В заключение, хотелось бы вспомнить слова Д.И. Менделеева «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных их семян».
Литература:
1. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: Москва, Детство-Пресс, 2011 г.
2.Бахвалов В.А. Методики и технологии образования. Рига,1997.
3. Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.
4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании:— Москва, Детство-Пресс, 2012 г.