Комитет по образованию и науке Волгоградской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Волгоградская государственная академия последипломного образования»
(ГАОУ ДПО «ВГАПО»)
Кафедра начального образования
МАСТЕР- КЛАСС
на тему
«Применение активных методов обучения на разных этапах уроков»
Выполнил: слушатель
Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ №2» г. Николаевска
Осипова Наталья Александровна
Проверил: Гончарова Е.М., доцент
Волгоград – 2015
Тема: «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.
Аудитория: учителя начальных классов.
Оборудование: компьютер, проектор; два плаката с нарисованными на каждом из них дерева( «Яблоня», «Лимонное дерево»); вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны (карточки «Инфо- угадай-ка», «Кластер», «Синквейн» (для каждой группы);
Ход мастер-класса:
1.Организационный этап
Меня зовут Осипова Наталья Александровна.
Давайте начнём наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся глазами».
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. (Выполнение упражнения).
С этого упражнения вы можете начинать любой урок.
Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Метод «Разминка - мозговой штурм» (для 2 класса)
-Какое сегодня число? А день недели?
-Как кричит осел?
-Вытянутый круг.
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством?
-Наименьшее однозначное число.
-Ее наклеивают на конверт.
-Сколько гласных звуков в русском языке?
Метод «Светофор» - зеленый свет (согласны), желтый свет (сомневаемся), красный свет (не согласны)
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (согласны)
АМО можно применять на всех этапах урока (?)
Для каждого этапа урока используются свои активные методы (?)
II. Сообщение темы, введение в неё.
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Активные методы обучения -это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения целесообразны на всех этапах урока: орг.момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, организация самостоятельной работы и т.д. Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.
III. Знакомство с основными видами АМО.
1.АМ выяснения целей, ожиданий и опасений.
Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать метод «Фруктовый сад»
Ученикам предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают( хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав ответы и прикрепив их на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика. Полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более чётко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Предлагаю выполнить первое задание. Вы видите перед собой два больших плаката с нарисованными на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, а второе лимонное дерево.
По теме «Имя прилагательное» предлагаю на яблоках записать свои ожидания, а опасения на лимонах. от мастер-класса по теме «активные методы обучения».
2.АМ презентация учебного материала
Сегодня в конце мастер-класса вы сможете:
а). Объяснить, что такое активные методы обучения.
б). Отличать виды активных методов обучения от других методов обучения.
в). Видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения». Для этого применим метод «Инфо-угадайка». Цели этого метода: представление и структурирование нового материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах.
Постановка задач мастер-класса
Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
объяснить, что такое активные методы обучения;
отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;
видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.
- Для этого применим еще один метод (метод «Кластер» пока не называю), он составляется по мере изучения материала.
Итак, возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.
Итак, тема «Активные методы обучения». Стрелки - сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
-Запишите. (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – применение.
-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация ).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО.
- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Поздоровайся глазами», «Осенний сад», «Мозговой штурм», «Светофор», «Кластер»)
Сектор -4. Цели применения АМО.
-Запишите. (Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений
Один из таких методов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
- Начиная изучать по русскому языку тему «Имя существительное», предложила детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном.
- По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.
- На каких уроках ещё можно применять этот метод?
С большим успехом использую его на уроках окружающего мира тема «Транспорт» во 2 классе (на слайде)
Метод «Составление кластера».
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса. Один из таких методов «Составление кластера». (слайд №6)Он может быть использован на разных этапах урока, а также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках продолжить составление кластера по теме «Части речи».(Работа в группах). Давайте проверим, что у вас получилось.
АМ релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Метод «Написание синквейна».
На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.
б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.
д). На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.
Илья Муромец
Могучий, храбрый
Ехал, сражался, победил
Всем людям радость дарил.
Герой
С помощью данного метода учимся выделять части речи, обогащать словарный запас, работать над синонимами.
Уважаемые коллеги, попробуйте составить синквейн самостоятельно. Итак, тема синквейна «Родина». Запишите на карточках. Заслушиваются ответы групп.
3.Результативность работы
Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум при обсуждении проблем.
Новые методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и, как в любой методике, есть особенности. А применять её или нет, это уже дело творчества учителя
4. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.
Возьмите, пожалуйста, карточки для метода «Инфо-угадайка» и допишите в графу «Виды» те методы и упражнения, с которыми ещё сегодня познакомились.( «Кластер», «Инсерт», «Синквейн)
- Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к «Фруктовому саду». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер- класса. Определите для себя, оправдались ли они.(Выслушиваются ответы по желанию).
Как и у каждой методики есть свои плюсы и минусы
В заключение хочу пожелать всем творческих успехов и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов.Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои впечатления от мастер – класса.
И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
Литература:
Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе.
Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой.
Хромова Т.Н. Активные методы обучения
http//www.gamer.ru картинка «Илья Муромец»
http//www/astromargo.ru/node/567 картинка «Дорога».
.