kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языкаРассмотрим особенности формирования орфографической зоркости с использованием интерактивных методов обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках русского языка»

Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка


Рассмотрим особенности формирования орфографической зоркости с использованием таких интерактивных методов обучения, как метод «Карусель», «Броуновское движение», «Дерево решений», ролевые игры, интерактивные диктанты.


Метод «Карусель», заключается в том, что учащиеся образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно ученики, а во внутреннем  ученики через определенный промежуток времени  меняются. Например, детям внутреннего и внешнего кругов предлагается по несколько карточек с заданиями на одну орфограмму. Ученики внутреннего круга получают в первой карточке, например, следующее задание:

Обоснуйте, почему в словах деньки и пеньки написаны безударный гласный Е.

Объяснив свое задание однокласснику, который работает во внешнем круге, ученик внутреннего круга слушает объяснение своего оппонента, который получает задание типа:

«Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: п...ля, м...ря, с…ды.Объясни, почему вставили такие буквы.

После смены партнера все учащиеся берут вторую карточку с аналогичным первому заданием и весь алгоритм повторяется заново.

Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям можно предложить найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате (при этом на столах, стенах, подоконниках, двери развешано множество различных материалов: фотографии, ребусы, карточки с загадками, которые относятся к теме или нет) и записать в тетради по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Каждый ученик должен найти в классе эти слова, записать их (при этом перемещаться по классу разрешается). После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, можно осуществить самопроверку: для этого следует продемонстрировать изображения этих слов, и их написание, следует отметить, что на  доске важно написать больше слов на данную тему, чем было задано, например 10. Далее можно предложить учащимся списать те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.


Метод «Дерево решений» заключается в том, что класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают  на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий.

Действенными являются так же интерактивные диктанты, например диктант с постукиванием. Суть данного метода заключается в том, что во время диктанта учительпостукивает по столу в тот момент, когда поизносит слово с какой-либо орфограммой. Этопостукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.


При работе со словарными словами можно использовать метод аналогий и ассоциаций , в данном случае помощником может быть этимологический словарь, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарь содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет понять его современное написание.

Например, слово малина - в основу названия был положен признак плода ягоды,состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый - маленький.

Слово урожай - то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка - у. Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся. Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

Современные технические средства обучения так же способствуют созданию интерактивной среды, в которой происходит развитие орфографической зоркости. Например, на уроках можно использовать возможности интерактивной доски. Приведем в качестве примера некоторые основные способы использования интерактивной доски:

1. Создание пометок и записей поверх выводимых на экран изображений (пометки могут делать как сами дети, так и учитель).

2. Совместная работа над документами, таблицами или изображениями (например, на уроке может быть спроецирована таблица, которая в ходе обсуждения коллективно заполняется).

3.  Изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски  (эту форму можно использовать на уроках русского языка с деформированным текстом. В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и исправить). 

4.  Демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса  (один учащийся может сделать домашнюю работу на компьютере, а на уроке она проверяется всеми, и ребята сверяют свои записи с работой данного учащегося. Это повышает наглядность при проверке домашнего задания на уроке).

Важное место при обучении правописанию следует отводить работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.


Чтобы работа над ошибками прошла в интерактивном режиме, можно использовать различные игровые приемы. Например, игра «Помоги Пете Ошибкину». Здесь учащиеся выступают в роли учителей, выискивая ошибки в специально подготовленных текстах, которые составлены по результатам контрольного диктанта, проведенного в конкретном классе.


Игра «По щучьему веленью» помогает ученикам ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать их наименования. Суть работы заключается в том, что ученики меняются тетрадями, анализируют работу соседа по парте и по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы видеть в тетрадях  своих товарищей. В данном случае кроме орфографической зоркости развиваются оценочные и рефлексивные умения школьников.


Можно предложить детям завести у себя индивидуальные словарики «Мои ошибки», где учащиеся будут записывать слова, в которых были допущены ошибки. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагается памятка, которая подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.


Все выше перечисленные интерактивные методы и приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроля, рефлексивные умения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Автор: Сафонова Луиза Фуатовна

Дата: 08.06.2018

Номер свидетельства: 472627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Научно-исследовательская работа на тему "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в узбекских школах""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchno_issledovatelskaia_rabota_na_temu_ispolzovanie_interaktivnykh_metodov_obu"
    ["file_id"] => string(6) "548208"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1588052668"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Развитие мотивации учащихся с помощью интерактивных методов на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_motivatsii_uchashchikhsia_s_pomoshchiu_interaktivnykh_metodov_na_urokak"
    ["file_id"] => string(6) "525137"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572538844"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Образование превосходной степени имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(116) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-obrazovaniie-prievoskhodnoi-stiepieni-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "133133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416472828"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разные методы обучения на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(55) "raznyie-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "196360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428049609"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Уроки русского языка и литературы с использованием ИКТ "
    ["seo_title"] => string(58) "uroki-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-ispol-zovaniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "236548"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444110965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства