Научно-исследовательская работа на тему "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в узбекских школах"
Научно-исследовательская работа на тему "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в узбекских школах"
Глава 1. Изучения интерактивных методов на уроках русского языка в узбекских школах
Интерактивные методы — это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной меж субъектной коммуникации учителя и учащегося (учитель-субъект своей профессиональной деятельности ставит в позицию субъекта его образовательной деятельности — учащегося). Интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса и характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приемов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, состоявшегося взаимодействия.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
В условиях современного общества информационно-коммуникативная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важнейшей составляющей его профессионализма.
Понятие "интеракция" (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего "Я" в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему "Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка в узбекских школах"»
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАМАНГАНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАМАНГАНСКИЙ ГОРОНО
Средняя общеобразовательная школа № 48
Подготовила учитель русского языка и литературы:
Ахмедова Чулпаной Рахимовна
Введение
3-5
Глава 1
Изучения интерактивных методов на уроках русского языка в узбекских школах
5-6
1.1
Группы педагогических технологий
7
1.2
Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод
7-8
1.3
Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания
9-10
1.4
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения
10-12
Глава 2
Учебно-методическое обеспечение, принципы, методы, приемы объяснительно- иллюстративной технологии
13
2.1
Принципы, методы, приемы объяснительно- иллюстративной технологии
14-15
2.2
Объяснительно-иллюстративные технологии с использованием визуальных средств
16-20
2.3
Репродуктивный метод обучения
21-22
2.4
Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения
22-23
Заключение
24-26
Список использованной литературы
27
Приложение
Тема: Использование интерактивных методов на уроках русского языка в узбекских школах
Введение
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В предложениях по модернизации образования на современном этапе, которые были озвучены Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым, сказано, что «в центре внимания должны находиться также вопросы широкого внедрения в учебный процесс новых информационных и педагогических технологий. Сегодня ни для кого не секрет, что XXI век – это век, в котором главенствуют интеллектуальные богатства. И если кто-то своевременно не осознал эту истину и стремление к интеллектуальным знаниям, интеллектуальному богатству не превратилось для нации и государства в смысл повседневной жизни, то это государство неизбежно останется за рамками мирового прогресса».1
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является понятие «взаимодействие».Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Педагогическое взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Педагогическое взаимодействие — это обмен деятельностями между педагогом и учащимися, в котором деятельность одного обусловливает деятельность другого (других).
Цель данной работы заключается в целесообразности и эффективности применения некоторых элементов интерактивных методов как средства повышения качества обучения русскому языку в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Задачи работы:
- проанализировать состояние проблемы использования интерактивных методов обучения в теории и практике обучения русскому языку;
- описать основные функции интерактивных методов;
- определить педагогические условия повышения эффективности развития школьников посредством использования интерактивных методов обучения русскому языку;
- рассмотреть некоторые элементы интерактивных методов и дать методические рекомендации по их использованию;
- классифицировать интерактивные методы обучения;
Объектом работы является использование некоторых элементов интерактивных методов в практике обучения русскому языку.
Предмет работы – выявление и обоснование эффективности некоторых элементов интерактивных методов в процессе обучения русскому языку.
Новизна темы работы заключается в практическом применении на уроках русского языка методов и приёмов интерактивного обучения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:
учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Методологической и теоретической основой работы стали:
- труды в области дидактики, психологии, методики образования в школе;
- программы по изучению русского языка в общеобразовательных учебных заведениях;
- работы по проблемам развития познавательных интересов;
Основными методами работы явились:
- изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме работы;
- анализ содержания различного дидактического материала;
- наблюдение за учебной деятельностью учащихся на уроках.
Работа состоит из введения, двух глав, 8 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Изучения интерактивных методов на уроках русского языка в узбекских школах
Интерактивные методы — это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной меж субъектной коммуникации учителя и учащегося (учитель-субъект своей профессиональной деятельности ставит в позицию субъекта его образовательной деятельности — учащегося). Интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса и характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приемов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, состоявшегося взаимодействия.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
В условиях современного общества информационно-коммуникативная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важнейшей составляющей его профессионализма.
Понятие "интеракция" (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего "Я" в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии. По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества
Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Группы педагогических технологий
Выделим наиболее распространенные группы педагогических технологий:
Технологии объяснительно-иллюстративного обучения.
Личностно-ориентированные технологии обучения.
Технологии развивающего обучения.
Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими. Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?
Анализ психологических средств, используемых в объяснительно-иллюстративных технологиях, работы способов организации деятельности, общения и отношений детей проводились только в общеобразовательных учреждениях-школах, поэтому нельзя делать односторонние выводы о неэффективности применения объяснительно-иллюстративных технологий в целом. Еще Д.И.Менделеев предупреждал: «Знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего».
1.2. Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод.
Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Сообщающее обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном «готовом» виде, дети воспринимают и воспроизводят его.
Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как обще учебных, так и специальных (предметных) умений.
Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.
Этапы деятельности учителя и ученика в этом дидактическом процессе выглядят так: учитель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Ученик воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.
Этапы деятельности воспитателя и воспитанника в этом дидактическом процессе выглядят так: воспитатель информирует о новых знаниях, объясняет; организует осмысление учебной информации; организует обобщение и закрепление знаний; организует применение знаний и оценивает степень их усвоения. Воспитанник воспринимает информацию; осмысливает, углубляет понимание материала; обобщает усвоенный материал; закрепляет изученное путем повторения; применяет изученное в упражнениях, заданиях.
Действия учителя
Действия ученика
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. 2. Организует осмысливание учебной информации. 3. Организует обобщение знаний. 4. Организует закрепление учебного материла. 5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения
1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. 2. Осмысливает, углубляет понимание учебного материала. 3. Обобщает усвоенный материал. 4. Закрепляет изученное путем повторения. 5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.
Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими. Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?
Задача педагога – скорректировать эти недостатки, в процессе организации воспитательной работы, что и позволяет показать возможности объяснительно-иллюстративной технологии. Обязательным условием работы воспитателя является проведение им воспитательских часов, занятий, в ходе которых педагог решает не только определенные дидактические задачи, но и коррекционные, т.к. без их учета говорить о социальной адаптации воспитанников и формировании адаптивных качеств воспитанников не приходится. Здесь можно отметить сильные стороны объяснительно-иллюстративной технологии при использовании ее на занятиях в школе.
1.3. Занятия в объяснительно - иллюстративном режиме обучения и воспитания.
Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности воспитателя на воспитанников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития воспитанников, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ученика.
1. уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление. 2. уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть. 3. уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.
Ожидаемые результаты:
1. Ученики знают и понимают содержание проведенных занятий. 2. Психотерапевтический эффект будет заключаться в доверии учащегося к педагогу, в стремлении к контакту с ним, в открытости и интересе к занятиям. А также в снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах.
3. Несмотря на то, что объяснительно-иллюстративная технология не носит развивающий характер, однако он проявляется в интересе и желании детей пополнять знания, в стремлении применить эти знания на практике, использовать полученные умения в других видах деятельности. Объяснительно-иллюстративная технология будет носить развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).
1.4. Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения.
Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:
• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофрагменты;
• возможность осуществлять автоматизированный контроль с целью объективного оценивания знаний и умений;
• оптимизация учебно-познавательного процесса, что способствует повышению мотивации к обучению, активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся;
• возможность отчасти решить проблему здоровье сбережения, т. к. нейтрализуется страх ребенка быть неуспешным.
Рассмотрим возможности использования объяснительно-иллюстративного метода обучения на различных этапах урока:
Этапы урока
Содержание
Цели
Условия достижения положительных результатов
Организационный
демонстрация темы и целей урока
Подготовить учащихся к работе на уроке
доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; обеспечение полной готовности класса и оборудования к работе
Проверка домашнего задания
демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории
выявить уровень знаний, учащихся по заданному на дом заданию
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса;
устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися
Актуализация опорных знаний и способов действий
вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу
восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий
формирование дидактической цели вместе с учащимися; использование различных приемов организации деятельности, учащихся по принятию цели
Формирование новых понятий и способов действий
основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты иллюстрирующие особенности нового материала
демонстрация нового учебного материала
применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения
систематизация новых знаний
Применение знаний, формирование умений
вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений
выполнение тренировочных заданий
использование различных способов закрепления знаний; обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями
Контроль и учет знаний
задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний
организация контроля и самоконтроля
использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ учащихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях
Глава 2. Учебно-методическое обеспечение, принципы, методы, приемы объяснительно- иллюстративной технологии
Применяя на уроках объяснительно-иллюстративный метод в сопровождении мультимедийных презентаций, программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. «Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора».2
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
1. избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
2. ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т. е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т. п.
3. дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
4. учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Данная тема по самообразованию дает мне возможность создавать собственные оригинальные информационные объекты подбирать дополнительные наглядные материала по теме урока и компьютерные презентации, которые помогают в создании и разработке уроков, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Выделим ведущие принципы коррекционно-развивающего занятия. 1. Принцип мотивации. Реализация принципа мотивации достигается следующим способом:
- постановкой проблемных ситуаций или заданий(использование двух технологий: проблемно-развивающей и объяснительно-иллюстративной) Например: идет генеральная уборка, решается проблемная ситуация, чем лучше отмыть чанный сервис.
2. Принцип продуктивной обработки информации (предполагает включение в занятия воспитателя таких заданий и упражнений, при выполнении которых включаются различные виды анализаторов одновременно). 3. Принцип развития высших психических функций (включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на исправления недостатков слухового или зрительного восприятия, памяти, эмоционально-волевой сферы. 4. Принцип динамичности восприятия – это организация воспитательных занятий, предусматривающих постоянную смену деятельности.
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала ученикам с нарушением интеллекта служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании таких учеников.
Наблюдение – это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое даст возможность заметить их отличительные черты или происходящие изменения. а) в наблюдении внимание направлено на объект с целью выявления его признаков. Сначала внимание организуется с помощью словесного указания и показа;
б) сочетание демонстрации и активных действий с демонстрируемым объектом. Такое знакомство на полисенсорной основе способствуют полноценности и прочности формирующих представлений и знаний;
в) активные действия детей организуются не только с натуральной наглядностью, но и используются планы, таблицы, схемы – опоры;
г) демонстрация наглядности должна сопровождаться подробными словесными комментариями: необходимо сопровождать показ действий одновременным объяснением приемов их выполнения, обосновывая последовательность их; такую демонстрацию следует повторить несколько раз первый обычным рабочем темпе – остальные в замедленном; к объяснениям как методу предъявляется требование – доступность, четкость, краткость.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества.
1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, «на глазок». В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
2. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
3. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Занятия в объяснительно - иллюстративном режиме обучения и воспитания.
Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
1. уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.
2. уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3. уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.
2.2. Объяснительно-иллюстративные технологии с использованием визуальных средств
Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
«Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.
Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например, в конце занятия организуем беседу с целью проверки усвоения материала используем опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям)».3
Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, флэш-анимации, учебных фильмов. В результате грамотного применения различных иллюстративных методов усвоение учебного материала повышается.
Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место в школах всех стран, на всех ступенях обучения.
Первый метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения информации учащимися, назван объяснительно-иллюстративным. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д. и т. п.). Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний, — слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.
Если на протяжении столетий для передачи знаний использовались почти исключительно живое слово учителя, учебные книги и довольно скудный арсенал учебно-наглядных пособий, то теперь открылась возможность для концентрированной передачи информации современными техническими средствами. Вместе со словом учителя в классе все чаще звучит речь выдающихся ученых и писателей, артистов и художников, конструкторов, изобретателей, воспроизводимая с помощью магнитофона, радио и телевидения. Наряду с обычными классными таблицами, дающими статичное изображение изучаемых предметов и явлений, кино и телевидение значительно расширяют границы чувственно воспринимаемых картин, явлений. Сидя в классе, учащиеся могут наблюдать, как прорастает семя и из него вырастает растение, как из цветка образуется плод, как из икринки развивается рыба, как живут животные высоко в горах и в глубинах моря, в тропических лесах и во льдах Арктики. Кино и телевизор позволяют показать различные явления, происходящие в космосе и в микроорганизме, переносят мысль учащихся в далекое прошлое и в предвидимое будущее.
В связи с увеличением в школьных курсах материала по физике, химии, математике возрастает роль символических изображений— различных формул, графиков, которые в динамической форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на киноэкране или на экране телевизора.
Наряду с этим более широкое применение в школах должны найти также демонстрация натуральных объектов, объемных макетов и действующих моделей, демонстрация различных опытов. Все это позволяет в более сжатые сроки давать учащимся в концентрированном виде значительный объем научной информации.
Как видно из приведенной характеристики объяснительно-иллюстративного метода, он предполагает использование таких источников и средств информации, как слово (устное и печатное), натуральные объекты, различные наглядные пособия. Этот метод вбирает в себя в качестве средств и форм проведения работы такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюдения на биологической и географической площадке и т. д. Но при использовании всех этих разнообразных средств деятельность учащихся остается той же — восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного целенаправленного действия ученика. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум знаний о целях, порядке и объекте действия.
Объяснительно-иллюстративный метод во всех формах его проявления (рассказ, чтение книги, демонстрация опыта, применение наглядности и т. д.) хорошо разработан в педагогической литературе, им больше всего пользуются в школьной практике, и задача состоит в том, чтобы им не пользовались чрезмерно и без нужды. Другая задача дидактов и методистов состоит в разработке такой организации усвоения информации, при которой учащиеся усваивают структуру знаний, методы их получения и изложения.
Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают.
Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.
Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.
В информатике иллюстрировать можно всё в силу знаковой природы информации. Важная особенность компьютерной демонстрации – это динамичность и управляемость наглядными образцами.
Объяснительно-иллюстративный метод используется при ознакомлении обучаемых с новым теоретическим материалом, формировании у них первоначальных умений работы с компьютером, программными средствами, при выработке навыков работы с клавиатурой компьютера.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более чётко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.
Одновременно демонстрация и иллюстрация являются методами, к которым часто прибегают на практических занятиях. Учитель на уроке может демонстрировать учебный материал, который облегчит усвоение темы с последующим обсуждением его содержания.
Приведём формы сочетания комментарий учителя с демонстрацией материала:
- чередование демонстрации с пояснениями учителя;
- демонстрация с последующей беседой по содержанию просмотренного;
- объяснение в ходе демонстрации;
- предварительная беседа с учащимися и последующая демонстрация.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
- наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и в соответствующий момент урока;
- учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый материал;
- чётко выделять главные мамонты;
- детально продумывать пояснения в ходе демонстрации;
- привлекать учеников к нахождению материала для демонстрации.
2.3. Репродуктивный метод обучения
Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем информации. Применение этого метода невозможно без использования словесных пояснений, наглядных и практических методов и приёмов обучения.
При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формулирует факты, важнейшие определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно.
Наглядность при репродуктивном методе обучения также применяется в целях более активного и прочного запоминания информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков овладения компьютером, т. к. превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу.
Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит информативный характер, представляет собой описание способов практических действий на компьютере, является сложным для того, чтобы ученики могли осуществлять самостоятельный поиск знаний.
На основе репродуктивных методов чаще всего осуществляется программированное обучение. Репродуктивный метод на уроках информатики используется при работе с программами тренажёрами (например, клавиатурный тренажёр), обучающими и контролирующими программами (например, принцип работы компьютера, контроль знаний теоретического материала), выполнении различных видов вводных, тренировочных упражнений, упражнений с комментированием.
Вводные упражнения используются при первоначальном знакомстве с программным средством и выполняются, как правило, под руководством учителя.
Упражнения с комментированием применяются при выработке у обучаемых умений работать с операциями, сложными для усвоения. Так, комментирование полезно при работе над форматированием и копированием текста. Комментирование побуждает ученика к осмыслению каждого действия, позволяет учителю вносить поправки в действия учащихся, устранять неправильные трактовки и действия.
Тренировочные упражнения нацелены на повторение действий или операций с целью выработки умений и навыков. Такие упражнения объединяются в систему заданий, предполагающую постепенное наращивание сложности и творческой самостоятельности учащихся.
"В целом репродуктивный метод обучения не позволяет в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления, формировать у учеников навыки поисковой деятельности. Следовательно, необходимо наряду с выше рассмотренным методом применять ещё и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.
«Объяснительно-иллюстративный метод обучения – основное назначение состоит в организации усвоения информации учащимися. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным что отражает деятельность учителяи ученика при этом методе. Он состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино - и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсии), практического показа способов деятельности».4
2.4. Мультимедийные технологии
Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для усвоения знаний, — слушают, смотрят, ощупывают, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Известно (работы института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы как основа объяснительно-иллюстративного метода представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
«Мультимедийные технологии как основа объяснительно-иллюстративного метода обучения и как средство повышения эффективности обучения истории и обществознанию» В связи с этим своей главной задачей считаю помочь ученикам освоить мыслительные операции, развить творческие способности, поисковую деятельность, а также хорошо разбираться в исторических процессах и событиях.
Мультимедийная презентация в системе формирования слухопроизносительных навыков ионофона
Как известно, с интенсивного обучения фонетике в рамках вводно-фонетического курса (32-36 часов) начинается освоение иностранцами русского языка на подготовительном факультете (предвузовский этап обучения). Тем, кто, минуя этот этап, прибывающим на обучение в рамках программ академической мобильности (основной и продвинутый этап), предлагается корректировочный курс фонетики, реализуемый параллельно с основным курсом русского языка или предваряющий его. К тому же и основной курс русского языка немыслим без фонетической зарядки, оперативной коррекции произносительных недочетов в речи ионофона, целенаправленного возвращения к тем или иным фонетическим трудностям, что в совокупности составляет поддерживающий курс фонетики, интегрированный с основным практическим курсом русского языка. Каждый из этих трех организационных вариантов фонетической работы предполагает использование мультимедийных презентаций.
Комплект презентаций «Звуки русской речи», разработанный преподавателями Псковского государственного университета, охватывает все русские гласные и согласные. Презентации используются как на аудиторных занятиях, так и в рамках самостоятельной работы студентов.
В соответствии с требованиями методики РКИ постановка звука начинается с его восприятия и формирования соответствующего слухового образа. Если в аудитории образцовое произнесение студенты получают от преподавателя, то, возвращаясь к этому материалу дома, они могут прослушать образец слайда и просмотреть встроенный видеофайл, где диктор произносит соответствующий звук изолированно и в составе слова (это особенно актуально для губных согласных и огубленных гласных):
Обязательный элемент постановки звука – описание его артикуляции, например, для звука [л]: Передняя часть языка упирается в верхние зубы, средняя часть языка прогнута. Губы приоткрыты, но не растянуты, могут быть немного видны зубы. Голосовые связки напряжены, колеблются.
Заключение
Уроки с использованием объяснительно-иллюстративного метода кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей, данный метод как инструмент профессиональной деятельности и общей культуры человека.
Можно выделить следующие особенности объяснительно-иллюстративного метода
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2. Повышение производительности урока.
3. В зависимости от подготовленности учащихся, можно определить по ходу урока темп и объём излагаемого материала.
4. Установление межпредметных связей с другими предметами.
5. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и учителями-предметниками.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания.
Интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Думаю, не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.
Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Для развития творческих способностей учителю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда ученик должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Для создания ситуации успеха на учебном занятии необходимо придерживаться следующих правил:
все ученики способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
ученики должны знать, что учитель верит в них;
учитель должен поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, ни в коем случае не давать знания в готовом виде, а использовать проблемно-поисковый подход в обучении: например, предлагать учащимся продолжить мысль, сделать по аналогии, включить ассоциативное мышление – одним словом, создать для ребят ситуацию успеха, чтобы способствовать развитию интеллектуальной, творческой, предметно-практической сфер, то есть становлению личности в целом;
важен психологический климат на уроке; способность учителя удивлять, привносить элемент необычности.
В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.
Список использованной литературы:
Каримов И. А. Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан. «Народное слово», 8 декабря 2009 года.
Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Ташкент: Узбекистан, 2017.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 марта 2017 года № 140 «Об утверждении положения об общем среднем образовании».
Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С.304.
Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А.Байкова, Л.К.Гребёнкина, 2001.- С.249.
Водопьянова Ю. Активные методы обучения подростков. М., 2005.
Гейхман Л. К. Обучение общению во взаимодействии: интерактивный подход // Образование и наука. 2002. № 3. - С. 134-139.
Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб. 1998. – С.42.
Гузеев, В.В. К построению формализованной образовательной технологии: целевые группы и целевые установки / В.В. Гузеев // Школьные технологии. – 2002. - №2. – С. 3-10.
Гузеев, В.В. К формализации дидактики: системный классификатор организационных форм обучения (уроков) // Школьные технологии. –2002. - №4. – С. 49-58.
Еримбетова С., Маджуга А. Г., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности, учащегося // Вестник высшей школы «Альма-Матер». 2003. № 11. С. 48-52.
Соосаар, Н. Замковая, Н., Интерактивные методы преподавания. Настольная книга преподавателя. Часть I. – СПб: Златоуст, 2004.
Интерактивные методы в образовании: личностно-созидающие смыслы. Сборник научных статей / сост. Быстрова Н.Н., Пигуль Г.И.; под ред. Л.Н.Куликовой. – Хабаровск: Издательство ХГПУ, 2002. – C.67
http://www.infoliolib/bogdanova
Разработка урока на тему «Реализация объяснительно-иллюстративного метода работы на уроках русского языка и чтения в процессе обучения детей»
(Приложение)
Современный мир диктует современные требования. Поэтому, изучая богатейший опыт российских педагогов, используя традиционные методы обучения, ищу новые формы, приёмы и средства обучения, активно сочетаю их с новыми педагогическими технологиями с целью повышения качества образования детей.
1. Я выбрала личную творческую тему по самообразованию «Реализация объяснительно-иллюстративного метода работы на уроках русского языка и чтения в процессе обучения детей». С целью совершенствования традиционного метода обучения через использование мультимедийных технологий, намечаю для себя пути, приемы работы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающие наибольший эффект в обучении. Своей главной задачей считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более осознанным, комфортным, имело практическую направленность, создавало реальные возможности применения полученных знаний на практике. Ученик не должен перестать удивляться. Тогда он будет приходить на урок с определенным настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам. Именно эти слова вспоминаю перед каждым уроком и стараюсь не переставать удивлять своих учеников.
Решение поставленной задачи и определило цель моей работы – развитие мыслительной деятельности обучающихся для осознанного усвоения знаний с помощью объяснительно-иллюстративного метода работы на уроках русского языка и чтения в процессе обучения детей.
Это древний метод обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. У него есть ряд важных преимуществ. Так, он позволяет за единицу времени передать довольно большой объём сведений, экономит время, сберегает силы учителей и обучающихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Однако есть и ряд недостатков, а именно: преподнесение “готовых” знаний и освобождение обучающихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
2. Инновационная идея заключается в повышении качества обучения, формировании положительной мотивации и изменении организации обучения через сочетание традиционных, нетрадиционных методов обучения, мультимедийных технологий как непосредственного инструмента реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий.
3. Цель: развитие мыслительной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для осознанного усвоения знаний с помощью объяснительно-иллюстративного метода работы на уроках русского языка и чтения в процессе обучения.
4. Задачи:
-совершенствовать объяснительно-иллюстративный метод обучения через использование различных видов наглядности;
-использовать медиа ресурсы (графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение) для организации познавательной деятельности обучающихся при объяснении нового материала.
5. Новизна: эффективное использование мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку и чтению в системе объяснительно-иллюстративного метода и приемов работы.
Объяснительно – иллюстративный метод обучения предполагает осознанное усвоение знаний. Сообщаю обучающимся готовую информацию разными средствами, с обязательным разъяснением, показом примеров: устно (рассказ учителя, сообщение, объяснение), по книге, по картине или таблице, аудиозаписи или презентации. Обучающиеся воспринимают, прочитывают, слушают меня, разбирают примеры – добиваются понимания материала.
6. Сущность метода иллюстрации и демонстрации состоит в том, что в процессе учебной работы использую иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирую то или иное учебное пособие, которые могут облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, и выступать в качестве источника новых знаний.
7. Применяю различные наглядные пособия по русскому языку - учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое и зрительно-слуховое восприятие, способствующие более прочному усвоению материала, активизирующие обучающихся, возбуждающие их внимание.
Это:
натуральные вещественные модели (реальные предметы, макеты объектов, фотографии и т.д.);
условные графические изображения (таблицы (познавательные; инструктивные; тренировочные; справочные), иллюстрации, эскизы, схемы, графики, планы, диаграммы и т.д.);
Знаковые модели (разбор по составу, схемы предложений, дидактический материал);
Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, мультфильмы и др.).
8. На уроках по письму и развитию речи при изучении частей речи на этапе объяснения нового материала составляю граф-схемы (как способ моделирования логической структуры текста), позволяющие передать максимальные сведения о частях речи, на которые мы будем ориентироваться, использовать их и закреплять во время последующих уроков.Чтобы облегчить запоминание нужной информации и увеличить объём памяти путём образования ассоциаций использую элемент мнемотехники - обозначение в виде изображения, предмета некоего понятия. Это облегчает запоминание в отдельных случаях.
Например, имя существительное представляю в образе снеговика, состоящего из постоянных (верхняя часть) и непостоянных признаков (нижняя часть). Это позволяет обучающимся при обобщении изучаемой темы производить морфологический разбор имени существительного самостоятельно, опираясь на граф-схему.
9. Тот же приём ассоциаций использую при изучении других частей речи. Имя прилагательное представляю в виде волшебницы феи, у которой есть различные качества (красивая, добрая, прелестная и т.д.), красивое синее платье, удобные, лёгкие туфельки.
10. Глагол – в форме двигающегося поезда, к которому в процессе учебной работы добавляются «вагоны» с багажом «Спряжение», «Время», «Лицо и число».
1 1. На уроках чтения при изучении биографии писателя или поэта, используя мультимедийное оборудование, сообщаю обучающимся готовую информацию с показом иллюстраций, портретов, видеофрагментов, аудиозаписи. Использую приём составления кластера, особой графической организации материала, позволяющей систематизировать и структурировать знания. В центре записываю ключевое слово и от него в процессе рассказа направляю стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Однако, объяснительно - иллюстративный метод предполагает наличие у учеников хорошо развитого и устойчивого внимания, высокой произвольности слушания, достаточно высокого уровня мотивации. Если перечисленные качества отсутствуют или развиты слабо, то объяснения учителя не принесут ощутимой пользы. Накладывают свой отпечаток и особенности речевого развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, незрелость словесно-логического мышления. Из этого следует, что классическое объяснение учителем нового материала, рассматривание и толкование готовых таблиц, просмотр видеоматериалов, пассивное наблюдение, сопровождаемое разъяснениями учителя и др. могут в значительной степени увеличить трудности детей в учении.
12. Объяснительно-иллюстративный метод, безусловно, занимает в процессе обучения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определённое место, играя роль вспомогательного средства там, где сообщение информации в готовом виде является единственной для учеников возможностью её получения. Например, при изучении темы «Корень. Однокоренные слова» использую грамматическую сказку:
« Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни и стали разрастаться. Из него появились новые слова-веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали РОДСТВЕННЫМИ. С тех пор главную часть родственных слов так и зовут КОРНЕМ.
Из глубокого уважения к КОРНЮ однокоренные родственные слова соорудили ему домик, вот такой округлый и уютный:
Стали от корня прорастать слова-веточки. Они были разной длины, ширины, но все они росли от одного корня.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом .
Это слово, словно корень
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.
Вот из САДА вам РАССАДА,
Вот еще ПОСАДКИ рядом.
А вот САДОВОД,
С ним САДОВНИК идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Были в саду словесно и другие корни. Они тоже проросли и у них появились свои родственные слова.Какие слова появились от корня –СТОЛ-, -ГРИБ-,-ЛИСТ_?»
1 3. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи знаний. Эффективность его проверена многовековой практикой работы образовательных организаций. Он завоевал себе прочное место на всех ступенях обучения. Главная задача урока – «объяснение учебного материала учителем», объяснение должно быть таким, «что бы дети не могли не понять его» (Я.А.Коменскиий). Считаю, что при объяснении «трудной» темы для восприятия, например, «Разделительный твёрдый и мягкий знак» или темы «З и С в приставках» эффективным подспорьем является подсказка - схема, указывающая на орфограмму с помощью условных обозначений, принятых в русском языке, а также с помощью рисунка.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения часто использую на уроках письма и развития речи в начале изучения какой-либо новой темы или нового фрагмента учебного материала, когда у обучающихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Моя задача заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, с чего лучше начать формирование знаний — со словесного изложения или учебного материала или с организации наглядного восприятия (учебной демонстрации, таблицы, рисунка и пр.).
14. Возрастные и психологические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требуют неоднократной смены видов их деятельности для эффективной организации восприятия и усвоения учебного материала. В своей работе использую объяснительно-иллюстративный метод, излагая новый материал в форме рассказа-презентации. Сообщение информации осуществляю с помощью устного слова (рассказа, объяснения), печатного слова (учебник, словарь и т.д.), наглядных средств обучения (демонстрации, кино-, видео, схемы и таблицы и т.д.), практического показа способов деятельности (составление плана к ответу, составление характеристики и пр.).
15. Словесно-образную наглядность использую на уроках чтения. Это и словесные описания или рассказы об интересных случаях, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи). Стихи или отрывки из стихотворений русских классиков позволяют почувствовать и пережить восторг перед нарисованными словами чудом природы, увидеть красивое в самом обычном явлении природы, наблюдателями которого мы часто являемся, а также извлечь из поэтического текста максимум информации о строении языковых единиц, их значениях, связях, сфере употребления, выразительных возможностях. Вместе со словом учителя в классе звучит речь выдающихся писателей, артистов, воспроизводимая с помощью магнитофона, компьютера. Наряду с обычными классными таблицами, дающими статичное изображение изучаемых предметов и явлений, анимация и видеофрагменты значительно расширяют границы чувственно воспринимаемых картин, явлений.
Анализ школьного опыта преподавания русского языка (в том числе и личного) дает право полагать, что даже самые совершенные методы объяснения нового материала не окажут ожидаемого результата, если обучающихся не подготовить к этому моменту психологически, если не создать в их знаниях точки опоры, не привлечь внимания к важнейшим вопросам темы, не создать проблемной ситуации, не заставить каждого ученика принять решение поставленной задачи «на себя» (а не навязывать извне). И неважно, смогут ли обучающиеся ответить сразу на поставленный учителем вопрос (проблему), важно привлечь их внимание к этому вопросу, вызвать интерес к теме и желание в ней разобраться. Наблюдения показывают, что в практике школьного преподавания эти факторы до сих пор не учитываются в достаточной степени, что заметно снижает уровень познавательной активности обучающихся при первичном усвоении теоретического материала и формировании умений и навыков.
16. При объяснении нового материала на уроке иногда использую приемы, пользуясь интерактивной доской, которые помогают сделать урок живыми и привлекательным для обучающихся. Интерактивная доска позволяет преподнести обучающимся изучаемый материал захватывающими и динамическими способами, позволяет моделировать понятия, не прикасаясь к компьютеру, подчеркнуть орфограмму, выделить её, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами.
17. Например, при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус» составляем 2 синквейна параллельно. Все это делается в режиме реального времени.
18. Интернет-ресурсы, самостоятельно сконструированные цифровые образовательные ресурсы), предметные коллекции (иллюстрации, портреты, видеофрагменты, видео экскурсии), таблицы, схемы - проектирую на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – дается комментарий с дополнительными объяснениями и примерами, у обучающихся «включаются» слуховой и визуальный каналы восприятия материала, развивается воображение. Использую дидактический материал в виде презентаций, схем-конспектов, тренажеров анимированных кроссвордов и т.д. Это позволяет повысить эмоциональный фон обучающихся, задействовать разные каналы восприятия информации, стимулировать обучающихся к проявлению творческой активности, как результат, повысить качество знаний.
В практике работы чаще применяю такие приемы привлечения внимания школьников к новой теме, как занимательность, сообщение исторических сведений, введение элементов новизны и неожиданности, создание проблемных ситуаций как основы проблемного обучения, опора на уже изученный материал игровые моменты и др. Тогда усвоение нового материала протекает успешно, потому что заставляю мысль ученика работать в строго определенном направлении. Эффективным средством активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке является работа по оформлению наглядной записи на доске и в тетрадях, обучающихся. Поэтому, готовясь к уроку, продумываю проект записи на доске и в тетрадях с тем, чтобы по этой записи они могли легко сделать самостоятельный вывод или сформулировать изучаемое правило (определение).
19. Система графического разбора по составу, выделение изучаемой орфограммы вызывает большой интерес у обучающихся и дает большую экономию времени и позволяет учителю оперативно строить и индивидуальную работу с каждым обучающимся. Опыт показал, что действенная сила графического описания правила огромна. Условные обозначения, описывая правило, создают его зрительный образ, раскрывают в наглядной и доступной форме его смысл, а, следовательно, и активизируют усвоение нового материала, способствуют лучшему осознанию и более быстрому запоминанию формулировки правила.
20. При подготовке к уроку продумываю наиболее доступную и наиболее экономную и яркую форму графического изображения правила. Так, при объяснении темы «Мягкий знак в имени числительном» для исчерпывающего объяснения использую таблицы.
21. Применение графических средств позволяет обучающимся проявлять гибкость в использовании знаний и умений. Так, они легко находят различные способы описания одного и того же правила и устанавливают наиболее рациональные из них, свободно подбирают свои примеры для подтверждения правила и четко и ясно читают правило по составленной схеме. Например, при изучении спряжения глагола обучающиеся, ориентируясь в графических вспомогательных средствах легко определяют спряжение глагола и по неопределённой форме, и по изменяющимся по лицам и числам глаголам.
Опыт показал, что графические обозначения не требуют специального заучивания. Многие из них оказываются для обучающихся привычными, поскольку они частично пользуются ими при работе над орфограммами и объяснении допущенных ошибок.
Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые).
22. Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко обучающиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний как таковыми, а их неумелым применением. Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний?
23. Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме, во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания. Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении создаю проблемные ситуации, ставлю перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся.
24. В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности обучающихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. В частности, К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.
25. Придаю своему изложению увлекательный характер, делаю его живым и интересным, так как учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность обучающихся. Это: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Учитывая это, постоянно забочусь о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делаю его более глубоким по содержанию, дополняя его новыми деталями и интересными примерами. К.Д. Ушинский писал, что изучаемый «предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е., одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся».
1 Каримов И. А. Доклад Президента Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 17-летию Конституции Республики Узбекистан. // Народное слово, 8 декабря 2009 года. – № 238. – С. 3
2 Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С.304.
3 Голубкова О. А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб. 1998. – С.42.
4 Еримбетова С., Маджуга А. Г., Ахметжан Б. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности, учащегося // Вестник высшей школы «Альма-Матер». 2003. № 11. С. 48-52.