ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций.
Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ »
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций.
Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.
Психофизиологическое обоснование механизма овладения знаниями и процесса их интеграции нам представляется возможным на основе двух психологических концепций – теории поэтапного формирования умственных действий и ассоциативно-рефлекторной природы умственной деятельности.
Педагогическая интеграция – это структурная целесообразно организованная связь однотипных частей и элементов содержания, форм и методов обучения в рамках образовательной системы, ведущей к саморазвитию учащихся.
Применительно к системе начального обучения понятие «интеграция» может принимать несколько значений:
Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения). Результат такой интеграции – это ученик получает те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, ребенок с первых шагов представляет мир как единое целое, в котором все элементы связаны.
Во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения). На стыке уже имеющихся традиционных предметных знаний дети получают все новые и новые представления о явлениях окружающего мира, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали).
В-третьих, как результат – развитие учащихся. Интеграция в обучении характеризуется диалектическим характером современного научного стиля мышления. Для учащихся наблюдение изучаемого объекта не остается изолированным элементом. Обучаемый, сравнивая, строя умозаключения, мыслит данный объект в разносторонней сфере представлений и понятий, актуализируемых благодаря разностороннему восприятию данного предмета. Установление связей между различными формами мыслительных процессов и предметным действием, обеспечивает целостность деятельности учащихся, её системность.
Научные исследования в области психологии и педагогики дают нам возможность утверждать, что обучение, построенное на идеях интеграции, не только возможно, но и обоснованно необходимо, особенно для младшего школьного возраста.
Так как интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни.
Так интеграционные процессы проявляются на трех уровнях:
1)внутрипредметной,
2)межпредметной,
3)межсистемной
и с высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии учителя.
Помимо уровней интеграции, в педагогике выделяются и её виды. Различают горизонтальное и вертикальное интегрирование. Под горизонтальныминтегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов; под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности. (см. приложение)
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины. Интеграция этого уровня внутрипредметная, она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки, что, в конечном счете ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является «информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно ёмкими категориями». Например, на уроке русского языка с использованием технологии УДЕ можно блоком подать тему «Части речи», на уроке математики познакомить с умножением и делением на 2 и на 20.
В начальной школе содержание может иметь разную структуру изложения, где отдельные знания «сцепляются» между собой различным образом. И.П.Подласый выделяет четыре вида структуры: линейная, концентрическая , спиральная и смешанная.
Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного к общему или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряют из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
В исследованиях известных ученых-педагогов межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, средство комплексного подхода к предметной системе обучения как по «горизонтали», так и по «вертикали».
Горизонтальный тематизм с использованием межпредметных связей в начальном обучении занимает в настоящее время прочное место. В начальной школе межпредметные связи устанавливаются по составу научных знаний. Межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественнонаучных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные» и «хвойные» деревья. На уроке изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисунке лиственного и хвойного дерева, на уроках труда – в лепке. Но при этом понятие не просто дублируется, а углубляется.
Межпредметные связи позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни.
Вертикальный тематизм на основе межпредметных связей позволяет развивать у ребенка гуманитарно-экологическое мышление, восприятие им целостной картины мира и нравственно-эстетическое воспитание. Для этого объединяются несколько школьных предметов по принципу – диалог на заданную тему. Тема заключает в себе конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние. Она как ключевая фраза, образно-словесный символ проходит через несколько уроков в течение недели и позволяет вступить в диалог. В течение недели учитель несколько раз выходит на вертикальную тему и раскрывает её через содержание различных предметов, не меняя общей темы уроков. Тема может быть рассмотрена на программном материале, или вводится дополнительный материал. Последовательность тем определяется календарем, временами года, праздниками и пр.. В каждой группе помещаются различные нравственные и экологические темы. В результате ученики получают некую целостную картину мира в аспекте содержания вертикальной темы.
Одно из направлений совершенствования обучения в начальной школе – организация и проведение интегрированных уроков. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью интегрируемых предметов на каждом этапе;
большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
позволяют систематизировать знания;
обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций;
формируют в большей степени общеучебные умения и навыки рациональные навыки учебного труда.
Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Также ко второму уровню интеграционных процессов относится интегрированный курс. Интегрированный курс также характеризуется блоковой подачей материала, но более высокого порядка. В учебные планы начальной школы уже введены и проходят апробацию интегрированные курсы по окружающему миру, народоведению и др., рассматриваются вопросы интегрированного построения предметов «Художественный труд», «Художественная культура» и т.д.
Интегрированные курсы в начальной школе постепенно вытесняют отдельные предметы, тем самым уменьшая их число как обязательных, и предупреждают перегрузку учащихся. Так, например, сведения по истории, обществознанию, естествознанию, физике, химии, биологии, экологии, астрономии – синтезированы в интегрированный курс «Окружающий мир». Главное таких курсов это широта, всеохватность и в то же время яркость и доступность детскому пониманию знаний о мире. Кроме того, такой вид интеграции способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Следующий уровень может быть охарактеризован как объединение содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, - это есть межсистемная интеграция.
К данному уровню мы можем отнести наше тесное сотрудничество со школой искусств м. Молодежного и ЦДТТ № 2. Преподаватели из ЦДТТ приходят к нам два раза в неделю и занимаются с детьми на базе нашей школы. С целью привития эстетического вкуса и саморазвития учащихся посещаем студию художественного труда в школе искусств, где дети занимаются лепкой из глины.
Учителя нашей школы тесно сотрудничают с д/с № 17, 39, 56. Мы посещаем родительские собрания, детские занятия. Проводим открытые уроки для воспитателей и «круглые столы». Воспитанников детских садов мы приглашаем на внеклассные мероприятия. Например: Экологическая сказка «Путешествие лучика», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» с привлечением мед. работников, совместно со службой пожарной части мероприятие по пожарной безопасности.
Все мероприятия, упражнения, игровая деятельность, ситуации требуют материала, с которым дети могут производить предметное или мысленное экспериментирование. Следовательно, содержание дополнительного образования невозможно не интегрировать с содержанием начального образования.