Просмотр содержимого документа
«интегрированная проектная задача "Впереди лето"»
Проектная задача "Впереди лето"
Составила учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №6"
Литвина Галина Анатольевна
Название проектной задачи
Впереди лето
Предмет
Окружающий мир, математика, русский язык, литературное чтение, ИЗО.
Класс
2
Тип задачи
Межпредметная, одновозрастная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.
2.Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Окружающий мир:
умение определять растения, грибы и насекомых с помощью атласа - определителя и других справочных материалов;
знание объектов природы, за которыми можно наблюдать летом.
Русский язык:
-умение правильно написать названия растений
Литературное чтение:
-умение работать с разными видами текстовых заданий (загадки, ребусы)
- умение создавать собственный текст для презентации конечного "продукта".
ИЗО:
иллюстрирование текста в соответствии с темой, используя изученные приёмы рисования пейзажа.
Технология:
-использование приёмов выполнения аппликации.
Общеучебные умения:
работа в малой группе (коммуникативная
компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
создать конечный «продукт» - иллюстрированный рассказ на тему "Лето", содержащий результаты выполненных заданий в процессе решения проектной задачи;
- умения создавать собственный текст для презентации конечного продукта.
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оцениваются:
умение находить и использовать представленный в
разных формах и разных частях работы содержательный материал;
владение необходимым предметным материалом,
правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
-умение создавать иллюстрированный материал.
Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Оценка взаимодействия учащихся внутри малой группы фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение работы между учащимися внутри группы, взаимодействие учащихся в ходе работы, действия членов группы при «сборке» конечного результата, а также устанавливается, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на полученный результат. В роли экспертов выступают родители.
Замысел проектной задачи
В качестве сюжета задачи взята квазиреальная ситуация: путешествие в разные природные сообщества летом. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесённость каждого задания с тем или иным предметом не даны.
Задания простроены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам, результатам других заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.
Нужная для решения задачи информация, во-первых, не всегда привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, и, во-вторых, зашумлена избыточными сведениями, не относящимися к решаемой задаче. Это вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.
Итоговое задание требует рефлексивного отношения к результатам всех предыдущих этапов работы и создания на их основе связного иллюстрированного текста, который и является «продуктом» решения проектной задачи.
Цель, которую должны достичь дети:по результатам выполнения системы заданий, составляющих проектную задачу, создать итоговый «продукт» - иллюстрированный рассказ о путешествии на луг, на водоём, в лес летом.
Описание проектной задачи
Дорогие ребята! Предлагаемая проектная задача "Впереди лето" необычная: её нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для её решения вам потребуются знания из многих школьных предметов.
Задача большая по объёму, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Выполнять работу вы можете по-разному: каждое задание выполнять всей группой или распределиться, кто из ребят будет выполнять задание 1, 2...
Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы. У каждой группы должен получиться рассказ на тему проектной задачи "Впереди лето!"по картине - пейзажу, которая получится у вас в процессе выполнения заданий.
Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать. Желаю вам успеха!
Летом дни становятся длинными, а ночи - короткими. Ты побываешь в лесу, на лугу, у водоёма. Лес угостит тебя ягодами и грибами. Луг порадует яркими красками цветов, стрекотанием кузнечиков и гудением насекомых. Ручей, река или озеро освежат и позовут полюбоваться жёлтыми кубышками и стремительным полётом стрекоз... Присматривайся к тому, что окружает тебя в природе. Никогда не причиняй природе вреда!
Задание 1
Изобразите на листе то, о чём говорится в описании проектной задачи и в загадках, но только те объекты природы, которые относятся к теме проектной задачи. В ходе выполнения задания вы можете использовать разные формы изображения: рисунок, аппликацию , можете придумать другие формы.
Если видишь на картине,
Нарисована река,
Белокурые березки
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денёк.
И любое время года
Мы в картине разглядим.
А картина эта, скажем-
Называется ...!
По нему летают тучи
и порхают облака,
и оттуда солнца лучик
льётся, как река.
Я, сочна и зелена,
Весь лужок одела.
Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...
Комментарий к заданию.
Дети могут одни объекты нарисовать, а другие выполнить аппликацией или использовать другие способы изображения. В задании есть лишняя информация, которую дети не должны изображать: листопад, вьюга.
Задание 2
Эти растения можно увидеть летом. Узнайте их названия, например, с помощью атласа-определителя. Напишите названия растений на карточках. Поместите на картину туда, где они растут.
Комментарий к заданию.
Каждой группе даны картинки с одинаковыми и разными растениями, для того , чтобы во время презентации они могли соотнести выполнение задания своей группой и другими. Детям необходимо грамотно написать названия растений
Задание 3
Летом на лугу, у реки вам могут встретиться самые разные животные. Отгадайте их названия. А картинки с изображениями загаданных насекомых поместите в ваш пейзаж.
Над цветами заворчал, Собрал нектар, домой умчал.
С ветки на тропинку, с тропинки на былинку Прыгает пружинка, зеленая спинка.
Какая коровка,
скажите,пока Ещё никому не дала молока?
Встреча с ней - одна беда, Нос - как острая игла, В щель забьется, вроде спит,
Только тронешь - зажужжит.
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком, Он поделится медком.
Комментарий к заданию.
Детям нужно определить названия загаданных животных, выделить из них насекомых и соотнести названия с изображением. Картинки дать без подписей. Уметь различать пчелу, осу, шмеля.
Задание 4
В хвойных и смешанных лесах Прикамья можно часто встретить летом нарядный гриб мухомор. У него ярко-красная шляпка с белыми крапинками, ножка белая. Просто красавец! Но этот гриб ядовит! Ещё более ядовитым грибом является бледная поганка. Её шляпка плоская, шелковистая, бледно-зелёного цвета.
Нельзя употреблять в пищу неизвестные грибы!
При сборе грибов нужно быть очень внимательным, чтоб не пропустить в корзинку "обманщика" - двойника съедобного гриба. Например, ядовитый желчный гриб очень похож на белый гриб - боровик.
Ядовитый гриб - не значит бесполезный. В лесу он приносит свою пользу: является пищей для насекомых, лекарством для животных. Нельзя уничтожать ядовитые грибы только потому, что человек не может их есть. Помните об этом.
А сейчас вы отправитесь в лес собирать грибы. Но прежде чем заняться этим увлекательным делом, нужно посмотреть рисунки и изучить грибы по справочникам. Соберёте те грибы, о которых говорится в русской сказке "Война грибов"
В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.
Гриб-боровик, над грибами полковник,под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:
-Приходите вы, белянки, ко мне на войну!
Отказалися белянки:
-Мы столбовые дворянки, не пойдем на войну!
-Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!
Отказалися рыжики:
-Мы- богаты мужики! Не пойдём на войну!
-Приходите вы , волнушки, ко мне на войну!
Отказалися волнушки:
-Мы, волнушки-старушки! Не пойдём на войну!
-Приходите вы, опёнки, ко мне на войну!
Отказалися опёнки:
-У нас ноги очень тонки! Не пойдём на войну!
-Приходите вы, мухоморы, ко мне на войну!
Отказались мухоморы:
-мы, мухоморы-красавцы! Не пойдём на войну!
-Приходите, сыроежки, ко мне на войну!
- Мы, синявочки, девочки - павочки, не пойдём на войну!
-Приходите, грузди, ко мне на войну!
-Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдём на войну!
Комментарий к заданию.
Дети должны извлечь необходимую информацию из всех данных источников, различить съедобные и несъедобные грибы, соотнести названия некоторых грибов с их внешним видом. В задание включены названия и картинки мухоморов, ложных опят, белянок , скорей всего неизвестных детям грибов, т.к. в нашей местности их не собирают, и желчного гриба, их они не должны брать. Грибы могут собрать в корзинку или поместить их на место произрастания. Могут использовать картинки, могут нарисовать...
Задание 5
Используя все полученные знания. составьте рассказ по вашей картине на тему проектной задачи. Выступите перед одноклассниками.
Рефлексия
Какие задания были интересны и почему?
Какие затруднения встретились?
Что нового узнали?
Оценочный лист публичного представления групп
ФИО члена жюри_______________________
Критерии
Б
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
6 группа
Оценка работы
Соответствие названия текста его содержанию.
2
Логичность, четкость, точность, последовательность изложения в тексте.
2
Полнота содержания текста.
2
Соответствие иллюстраций содержанию текста.
2
Оригинальность работы.
2
Оценка выступления
6. Коммуникативные качества (культура речи, готовность к дискуссии, доброжелательность, чувство времени, импровизация).
2
7. Ответы на вопросы (полнота, корректность, аргументированность, убежденность).
2
Итого
14
Экспертный лист оценки работы ученика (индивидуальный)
Способность рефлексировать(видение проблемы, анализ того, что сделано: почему получилось, почему не получилось; видение трудностей, ошибок)
1
Выделяет проблему, может сделать анализ результатов, определяет ошибки и трудности
0
Не может делать анализ, не видит ошибок в работе, не умеет выделять проблемы и трудности
Способность целеполагать(постановка и удержание цели проектной задачи)
1
Четко ставит цель, удерживает цель задачи до завершения работы с задачей
0
Не может сформулировать цель работы, не удерживает цель до завершения работы с задачей,
Способность планировать(составление плана своей деятельности)
1
Может составить четкий план действий
0
Не умеет планировать собственные действия для решения поставленной задачи
Способность моделировать(представление способа действия в виде схемы-модели, выделение существенного и главного)
1
Владеет всеми способами графического моделирования, умеет выделять главное
0
Не может представлять способ действия в виде схем-моделей
Способность проявлять инициативу(активность, выдвижение новых идей при поиске способа решения задачи)
1
Проявляет инициативу в работе, может предложить новые идеи для решения задачи
0
Пассивен, не участвует в обсуждении способа решения задачи
Способность вступать в коммуникацию(взаимодействие при решении задачи, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированный отказ от точки зрения других)
1
Общительный, умеет слушать, принимать точки зрения других, способен передать свое мнение, умеет аргументировать ответ, умеет работать в паре и группе
0
Замкнутый, не может работать в малых группах, не принимает точки зрения других, отличных от собственных, не может аргументированно отстоять свое мнение