«Интерактивные методы и формы обучения младших школьников»
«Интерактивные методы и формы обучения младших школьников»
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Интерактивные методы и формы обучения младших школьников»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Городское методическое объединение учителей начальных классов Доклад на тему: «Интерактивные методы и формы обучения младших школьников» Подготовила: Наумова Е.Г. учитель первой квалификационной категории Март, 2019г. Интерактивные методы и формы обучения младших школьников
Страшная это опасность – безделье за партой…
В. А. Сухомлинский
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Деятельность – основа и решающее условие развития личности. Только то знание станет для ребёнка его собственностью, которое открыто им в активном поиске. Ведь больше всего информации – до 90% - запоминается после участия в реальном процессе и только около 20% - при пассивном слушании.
Больше пользы принесёт урок, который вызовет у учащихся интерес не только зрительский, но и созидательный, связанный с их собственной поисковой, творческой и даже двигательной активностью.
Чем меньше будет «серых» и скучных уроков, тем больше ребята будут «жить» в классе, вынося из учебных занятий как интеллектуальный, так и жизненный багаж, тем больше творческих огоньков интереса сохранится в глазах наших детей. А это ли не мечта каждого педагога?
Метод обучения «отвечает» за организацию деятельности, а значит, именно от применяемого метода зависит, какого типа учебно-познавательная деятельность обеспечивается на уроке.
Форма обучения «отвечает» за отношения в процессе обучения и его организацию. Это структура отношений между педагогом и учащимися, а так же самими учениками.
Форма организации обучения дополняет метод, поскольку формируемая с помощью метода учебная деятельность совершается лишь при наличии отношений между участниками учебного процесса.
Смысл интерактивности складывается из понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Интерактивные формы и методы обучения для младших школьников – это, прежде всего, игры во всем их разнообразии. Именно в игре ребёнку предоставляется уникальная возможность быть самим собой, проявлять свои способности, реализовывать фантазии, быть свободным и естественным. Активность также невозможна без взаимодействия со сверстниками, без споров, дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
- дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
- у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
- дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность.
Задачи интерактивных методов обучения:
Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Такое обучение соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.
Методами интерактивного обучения являются:
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Для начала необходимо разделить детей на две группы. Первая группа – это "Генераторы идей", вторая группа - это "Аналитики". 2. Далее детям объясняются обязанности групп и правило игры. Говорится, что можно высказывать абсолютно разные идеи, даже не реальные, и никто смеяться над ними не будет. Каждому участнику необходимо высказать как минимум одну идею. За все идеи выдаются фишки, возможен вариант разных цветов. 3. Необходимо определить и проговорить перед каждой группой задачу. 4. Попросить первую группу высказать свои решения, а вторую внимательно и молча слушать, а по ходу дела записывать или запоминать предложенные идеи. Участники должны выплеснуть все свои эмоции вместе с предлагаемыми идеями.
Когда все идеи первой группы иссякнут, необходимо дать слово второй группе. Для того чтобы они оценили все решения и выбрали из них лучшие, а также предложили свои решения. При этом необходимо предоставить всем детям возможность защитить свое решение, найти ему область применения. Благодаря этому моменту у младших школьников формируется умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами.
(Например. При изучении темы «Комнатные растения» включить вопрос
Вы уезжаете с родителями в отпуск на три недели. У вас есть комнатные цветы и их необходимо поливать. Что делать?
Ответы: Можно попросить своих соседей иногда заходить и поливать их; поставить цветы в блюдце с водой; набрать небольшую бутылочку с водой, перевернуть ее и воткнуть в землю; отнести цветы родственникам или соседям; накрыть цветы банками, создать парниковый эффект; раздарить все цветы. Аналитики выбирают самый лучший ответ.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и
проблем по определенной мини-теме.
Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.
Кластер предполагает:
1.Выделение смысловых единиц текста
2.Графическое оформление их в виде схемы.
Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. (например, сущ.-часть речи. Вопросы: кто? Что? одуш. и неодуш., изменяются по числам. Изменяются по падежам, 6 падежей…)
Метод «Пазл»- помогает организовать работу в группе (целую картинку разрезают на 4 прямоугольные части. Каждая часть- выполненное учащимися задание раскрывает часть картинки(пазла). (Например, на уроке литературного чтения: 1группе-определить основную мысль текста; 2группе-составить план рассказа, 3группе- выделить опорные слова и словосочетания, 4группе- пересказать текст)
Метод «Собери радугу» -помогает собрать части текста, чтобы сохранить последовательность событий рассказа. Части текста с обратной стороны цвета радуги.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. Этот метод заключается в том, что несколько учеников (2-3) разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Аквариум - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему перед лицом общественности. Малая группа выбирает того, кому она может доверить ввести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Они наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. Отсюда и название метода– «аквариум». Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть:
- как они общаются,
- как реагируют на чужую мысль,
- как улаживают назревающий конфликт,
- как аргументируют свою мысль и т. д.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
Метод «Интервью»
Интервью — разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.Ребёнок, исполняющий роль «корреспондента» учится правильно формулировать свои вопросы.Интервью должно соответствовать теме или моменту урока. Его можно использовать почти на всех этапах урока.
Прием интервьюстроится следующим образом.
1. Обсуждение ролей и обязанностей корреспондента и его собеседника.
2. Распределение ролей (корреспондент и его собеседник).
3. Время на осмысление и подготовку своей роли (от одной минуты на уроке до нескольких дней).
4. Исполнение интервью.
Приём интервью одинаково важен для того, кто задаёт вопросы и того кто на них отвечает.
Корреспондент должен правильно, понятно, корректно и четко задавать вопросы. Отвечающий – обдумывать свои ответы, отвечать правильно и логично. Оба должны следить за грамотностью речи.
Метод «Заверши фразу»
Задачи реализации метода:оперативное включение учащихся в деятельность, взаимодействие, создание благоприятной атмосферы, организация коммуникации.
Необходимо оперативно завершить начатую фразу.
(«Я пришел сюда...», «А еще хочу сказать...», «А знаете ли вы...»…)
К интерактивным методам обучения на уроке также относят Мастер-классы, «Построение шкалы мнений», «Дерево решений».
Метод «Логическая цепочка»
1. Педагог знакомит учащихся с условиями реализации метода: каждому предлагается на выбор одна из карточек, на которой написано либо слово, либо словосочетание. Эта карточка и ее обладатель являются одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав взаимодействие с другими участниками. Карточки (звенья) необходимо выстроить в определенной логике, обосновав эту логику. На первой карточке (звене), с которой начинается логическая цепочка, должно быть обобщающее слово или словосочетание, дающее название всей логической цепочке; необходимо выстроить 2-3 логические цепочки.
2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке. Все карточки — звенья 2-3 логических цепочек перемешаны и перевернуты так, чтобы участники не видели, что на них написано, и располагаются на папке, которую педагог проносит по аудитории.
3. После того как карточки розданы участникам, педагог предлагает им организовать коммуникацию между собой, в результате которой необходимо построить 2-3 логические цепочки — одну слева, другую справа в аудитории; напоминает, что нужно объяснить логику построения «цепочки», рас положения ее звеньев.
4. Участники осуществляют взаимодействие между собой, выстраивая логические цепочки (определяют, кто в какой цепочке должен быть и в какой последовательности, объясняя ее логику).
5. Когда логические цепочки построены, участники (начинают те, кто первым выстроил логическую цепочку) поочередно объявляют название цепочки, перечисляют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем объясняют (это может сделать либо один, либо несколько участников) логику расположения звеньев цепочки.
6. После представления участниками построенных логических цепочек педагог либо соглашается с предложенными вариантами, либо перестраивает логические цепочки по своему сценарию, объясняя логику их построения.
Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называется «Лес». В основе ее построения лежит принцип ярусности леса: сначала идут деревья (начиная с наиболее высоких — сосна, дуб), потом — кустарники (от лещины до черники), затем травянистые растения (лютик, ромашка) и грибы (груздь).)
Содержанием «логических цепочек» могут быть определения, компоненты структуры предметов и явлений, ведущие идеи темы курса, любой области знаний.
Метод «Карусель», когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и вспомнить всё по заданной теме.
(Что вы знаете о существительном, и устно заполнить схему)
Имя существительное – это часть речи, которая__________________
Имя существительное отвечает на вопросы:
три __________ : ___ , ___ и ____ и т.д.
На обдумывание ответов было 2 минуты; «карусель» начинает свое «движение» - ученики отвечают по кругу, стараются убедить в своей правоте собеседника.
Так, например, на уроке русского языка теме «Имя существительное», учащиеся внутренней группы получили индивидуальные карточки, содержащие по одному вопросу;
- в это время внешний круг слушал их ответы с тем, чтобы оценить их; учащиеся, не попавшие на «карусель», могли помочь своим товарищам отвечать на вопросы, но невербальным способом: жестами, мимикой.
Метод «Кроссенс»
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставляются так, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько картинок. Задача - найти ассоциативную связь между соседними картинками (то есть имеющими общую сторону).
Метод ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли).
Задачи метода: анализировать текст совместно с другими людьми;
вести исследовательскую работу в группе;
доступно передавать информацию другому человеку;
самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
овладение навыками совместного критического анализа текста.
Метод предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой микротекст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Учащиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде учителя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три микротемы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех микротем.
В основе этой учебной стратегии лежит идея взаимообучения. В процессе совместного анализа проблемы, совместного изучения какого-то вопроса, учащемуся нужно проявить еще целый комплекс различных умений, кроме названных выше: задавать разноуровневые вопросы; уточнять, переформулировать как свои высказывания, так и высказывания собеседника; и многое другое.
(Например, Тема: «Правописание глаголов: обобщение». Работа в группах. (10 мин.)
Учащиеся в «домашних группах» (ДГ) делятся (по номерам – 1,2,3,4)
Затем расходятся в «экспертные группы». В «экспертных группах» по карточкам выполняют определённые задания, изучая тему. Затем возвращаются в «домашние группы» (ЭГ) и обучают участников группы по своей теме.
Каждая ЭГ получает карточку с заданием для изучения определённой темы.
1 ЭГ
1) Как определить глаголы неопределённой формы?
2) Правило с. 111
3) Упр. 353 с.113
Докажи, что употребил глаголы неопределённой формы:
Глагол … стоит в неопределённой форме, так как • отвечает на вопрос ….?
• имеет суффикс….;
• не указывает на … и … .
2 ЭГ
1) Правописание глаголов с частицей НЕ с.109
2) Упр. 340 с. 109
3) Докажи, что правильно употребил частицу НЕ с глаголом
Глагол … пишется слитно так как Глагол … пишется раздельно
• без частицы НЕ не употребляется • без частицы НЕ употребляется
3 ЭГ
1) Как различать глаголы неопределённой формы на ТСЯ и ТЬСЯ?
2) Рассмотри таблицу с. 114, сделай вывод.
3) Упр. 366 с. 116
Докажи свой выбор:
что делать? что сделать? что делает? что сделает?
ТЬСЯ ТСЯ
4 ЭГ
1) Какие виды имеет глагол? Как определить вид глагола?
2) Правило с. 117
3) Упр. 374 с. 118
Докажи что правильно определил вид глагола:
что делать? что делает? что сделать? что сделает?
несовершенный совершенный
продолжительное действие законченное действие
Взаимное обучение. После изучения правил и выполнения заданий дети из ЭГ возвращаются в ДГ. Происходит взаимное обучение в домашних группах. (10 мин))
Интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.
Формами интерактивного обучения являются:
Индивидуальная работа;
Фронтальная работа;
Работа в статичных парах или парах сменного состава;
Работа в малых группах;
Игровое сотрудничество.
Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.
В первых двух случаях построение аналогичное (учитель - ученик), отличие в масштабе реализации.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах, группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.
Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной.
Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:
- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках в начальной школе позволяет преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Применяя на уроках интерактивные методы и формы обучения, учитель добивается новых возможностей, связанных, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Действительно, между учащимися в паре, группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала становится мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Приложение 1 Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации
1. Утреннее приветствие в стихах «Скажем «Здравствуйте»
2.Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте»тебе моём?»
3. «Рукопожатие через океан»
4. Игра – приветствие «Пожелания весёлых пальчиков»