Использование интерактивных методов в обучении математике как условие развития коммуникативных ууд младшего школьника
Использование интерактивных методов в обучении математике как условие развития коммуникативных ууд младшего школьника
В статье раскрывается сущность и содержание интерактивных методов обучения, характеризуются основные интерактивные методы и формы обучения, использующиеся на уроках математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация: в статье раскрывается сущность и содержание интерактивных методов обучения, характеризуются основные интерактивные методы и формы обучения, использующиеся на уроках математики. Анализируется представленный в теории педагогики арсенал подходов к классификации интерактивных методов обучения и приводится их классификация. В работе обобщены имеющиеся в литературе подходы и предпринята попытка их систематизировать и определить их педагогические возможности и развивающий потенциал.
Abstract: The article reveals the essence and content of interactive teaching methods, describes the main interactive methods and forms of instruction used in the lessons of mathematics. An analysis of the arsenal of approaches to the classification of interactive teaching methods presented in the theory of pedagogy and their classification is given. The paper summarizes the approaches available in the literature and attempts to systematize them and determine their pedagogical capabilities and developing potential.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные формы, интерактивные приёмы, интерактивные методы обучения, математика, коммуникативные УУД.
Сегодня одной из главных задач современной школы является подготовка коммуникабельного ученика, способного ориентироваться в любой жизненной ситуации, и чтобы решить данную задачу, школе нужно создать все условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий (далее УУД) у такого ученика. Математика один из тех предметов, который помогает ученику познавать окружающий мир и всесторонне развиваться, то есть овладевать всеми видами УУД. Использование интерактивных методов обучения в значительной мере повышает уровень владения тех самых универсальных учебных действий, в числе которых коммуникативные, а значит, в процесс обучения математики следует внедрять интерактивные методы обучения.
Такие авторы как А.Г. Асмолов, Бурменская Г.В., Володарская И.А и др. на сегодняшний день являются создателями «концепции формирования УУД», они систематизировали знания и труды ведущих ученых в области психологии и педагогики и раскрыли сущность каждого вида УУД, в том числе коммуникативного. Из данной «концепции» известно, что изучением коммуникативных УУД занимались такие ученые как М.В. Корепанова, Е.В. Харламова, В.В. Рубцов, М.Р. Битянова и др.[1]
Проанализировав публикации ведущих ученых и работников педагогической сферы в журнале «Начальная школа», статьи и методические разработки уроков математики на сайте «Фестиваль педагогических идей» учителей-практиков, можно выделить наиболее актуальные интерактивные методы, которые используют на уроках математики для развития коммуникативных УУД:
- обучающая игра;
- «каждый учит каждого»;
- «синквейн»;
- «ПОПС-формула»;
- «мозаика (ажурная пила)»;
- математическая «карусель»;
- «один – вдвоём - все вместе».
Опираясь на проведенный нами анализ УМК «Школа России» авторов М.И.Моро, М.И. Бантова и др., (издательства «Просвещение») мы распределили отобранные методы с точки зрения их соответствия темам, целям и типам уроков, которые соотносились с календарно-тематическим планированием во время педагогической практики (таблица 1).
Таблица 1.
Комплекс используемых интерактивных методов обучения на уроках математики в третьем классе УМК «Школа России» (раздел «Числа от 1 до 100. Умножение и деление (продолжние)» для развития коммуникативных УУД
№
Тема урока
Интерактивные методы, приёмы и формы
Коммуникативные умения
1
Порядок выполнения действий
Соревнование «Математическая эстафета»
Выражать своё мнение, посредством вступления в диалог; способность строить понятные для партнера высказывания.
2
Порядок выполнения действий
Соревнование «Математическая эстафета»
Выражать своё мнение, посредством вступления в диалог; способность строить понятные для партнера высказывания.
3
Увеличение числа в несколько раз
Эвристическая беседа «Различие между предлогами в и на»
Взаимоконтроль и взаимопомощь; доказательство своей точки зрения.
4
Уменьшение числа в несколько раз
Эвристическая беседа «Различие между предлогами в и на»
Взаимоконтроль и взаимопомощь; доказательство своей точки зрения.
5
Задачи на кратное сравнение
Деятельностный подход «Сравни и сделай вывод»
Убеждать и уступать; договариваться и приходить к общему мнению.
6
Решение задач на кратное сравнение
Кластер «Алгоритм решения задачи»
Убеждать и уступать; договариваться и приходить к общему мнению.
В заключение следует сказать, что использование интерактивных методов в обучении математике позволит значительно повысить уровень сформированности коммуникативных УУД на учебном занятии у каждого ученика, усвоить учебный материал всей группой учеников, а также решить различные воспитательные и развивающие задачи в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли Текст.: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. 151 с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002.
3. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. — М., 1991.
5. Математика. 3 класс. Учебник для образовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с. : ил. – (Школа России).
6. Особенности психического развития детей 6—7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.
7. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. — 1998. — № 5.