Просмотр содержимого документа
«Интеграция предмета Самопознания с другими предметами»
г.Алматы
Турксибский район
КГУ ОШ № 142
Базарбаева С.Ж.
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно,- значит, вырастить угрозу для общества. Э.Рузвельт
В современном мире развитие науки, техники достигло очень высокого уровня, но, к сожалению, нравственные качества людей снижаются. И как следствие это террористические акты, войны, рост самоубийств, загрязнение окружающей среды и т.д. Интеллект без нравственности является деструктивным началом в жизни социума. Поэтому трудно переоценить важность развития высоких нравственных качеств учащихся в процессе образования.
Перед современным учителем стоит задача не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой. Содержание учебных предметов как гуманитарного, так и естественно-математического цикла имеет значительные возможности для интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов особенно при обучении в начальных классах. Начальная школа является благоприятной средой для развития нравственно-духовных ценностей. Учитель начальных классов не ограничен рамками урока, обучение проходит и на переменах и после занятий. Роль учителя начальных классов очень велика в становлении личности ребенка.
Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это синтез всех предметов на основе вечных общечеловечеких ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны составить единое целое со всем, чему мы учим.
Ниже предложен ряд педагогических принципов, которыми следует руководствоваться в процессе интеграции предмета «Самопознание» и других учебных предметов в школе:
Принцип общечеловеческих ценностей. (любовь, истина, долг, ненасилие, добро, сострадание и т.д. )
Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения (открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного саморазвития, ученик откроет все необходимые ему знания)
Принцип единства (развитие видения единства в многообразии, умение чувствовать свою сопричастность со всем человечеством)
Принцип вдохновленного научно-исследовательскоо творчества учащихся (оценка полученных знаний с точки зрения нравственности, этической и экологической ценности)
Принцип социальной активности или принцип служения обществу (знания во благо общества)
Принцип позитивности (создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности)
Принцип культуросообразности (обогащение процесса обучения красотой мирового культурного наследия и проявление уважительного отношения к культурам всех народов)
Принцип природосообразности (учитывать возростные и ндивидуальные особенности личности, состояние физического психического здоровья)
Интеграция предмета «Самопознание» с гуманитарными предметами предполагает углубление нравственного подхода к раскрываемым темам уроков, нарастание значения ценностной составляющей. Содержание гуманитарных предметов само по себе влияет на формирование внутреннего мира личности учащихся. Усиление его ценностного потенциала (отбор учебного материала исходя из нравственно-духовной сути, ценностной значимости с учетом его влияния на формирование положительных внутренних качеств личности) дает повышение его эффективности.
Введение общечеловеческих ценностей в каждый урок предметов гуманитарного цикла предполагает перевод содержания с установки не на наращивания информации на установку строгого ее отбора с опорой на общечеловеческое содержание урока.
Гуманитарный цикл образования включает в себя три взаимосвязанных направления учебных предметов: лингвистическое, эстетическое и общественно-историческое.
Интеграция предмета «Самопознание» и предметов лингвистического цикла предполагает языковую концепцию предметов, которая позволяет обогатить речь учащихся, умение мыслить и выражать свои мысли в устной и письменной форме. Выбор тем сочинений, текстов диктантов, текстов для чтения и рассуждения имеет ценностное значение и носят нравственно-духовную направленность.
Интеграция предмета «Самопознание» и предметов эстетического цикла развивает художественный вкус, эстетические потребности, дает возможность ученику самовыражаться. Эмоциональное восприятие мира предшествует интеллектуальному, что делает предметы эстетического цикла значимыми. Посредством таких предметов учащиеся знакомятся с культурой, традициями разных народов, прививает уважительное, бережное отношение к своей стране, природе, обществу. Процесс познания осуществляется творчески, в практической деятельности.
Интеграция предмета «Самопознание» и предметов общественно-исторического цикла формирует у учащихся уважительного отношения к нравственным национальным и общекультурным ценностям, истории страны, закладывание основ мировозрения и правовой культуры, воспитание гражданственности и патриотизма. Позволяет увидеть как жизнь отдельного человека связана с жизнью государства. Полезен не только положительные примеры, нужно знакомить учащихся и с отрицательными фактами. Качествами личности, так как нравственные уроки можно извлечь и из таких ситуаций. Ученики должны не только заучивать факты и даты, но и открывать ценности посредством изучения предметов общественно-исторического цикла.
Естественнонаучные дисциплины должны ориентировать учащихся на целостное восприятие мира, помогать видеть созидание и разрушение, прекрасное и безобразное, формировать у школьников бережное отношение ко всему живому.
Необходимо отметить, что кроме ценностного обогащения содержания образования, все методы используемые на уроках самопознания, можно применять в преподавании любого предмета.
Основные методы:
Каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя;
Цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад и несут идею урока;
Рассказывание историй, притч вызывает интерес, захватывает внимание (история должна иллюстрировать какую-то ценность);
Творческая групповая деятельность поможет направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно учит работать в команде;
Музыка и пение хором – это эффективные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и позволят расслабиться.
Может ограниченность времени и не позволяет использовать все методы, но достаточно и 2-3 приемов, чтобы украсить и наполнить внутренним смыслом любой урок.
В заключении хочется отметить роль личного примера учителя, который руководствуется принципами морали и нравственности. Такой учитель всегда найдет в любом учебном материале духовное начало, сумеет раскрыть ценностною суть передаваемого знания.