kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция предмета Самопознания с другими предметами

Нажмите, чтобы узнать подробности

межпредметная связь. интеграция предмета Самопознания с другими предметами

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеграция предмета Самопознания с другими предметами»

г.Алматы

Турксибский район

КГУ ОШ № 142

Базарбаева С.Ж.



Воспитать человека интеллектуально, 

не воспитав его нравственно,-
значит, вырастить угрозу для общества.
Э.Рузвельт

В современном мире развитие науки, техники достигло очень высокого уровня, но, к сожалению, нравственные качества людей снижаются. И как следствие это террористические акты, войны, рост самоубийств, загрязнение окружающей среды и т.д. Интеллект без нравственности является деструктивным началом в жизни социума. Поэтому трудно переоценить важность развития высоких нравственных качеств учащихся в процессе образования.

Перед современным учителем стоит задача не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, живущей в гармонии с окружающим миром и самим собой. Содержание учебных предметов как гуманитарного, так и естественно-математического цикла имеет значительные возможности для интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» и других школьных предметов особенно при обучении в начальных классах. Начальная школа является благоприятной средой для развития нравственно-духовных ценностей. Учитель начальных классов не ограничен рамками урока, обучение проходит и на переменах и после занятий. Роль учителя начальных классов очень велика в становлении личности ребенка.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это синтез всех предметов на основе вечных общечеловечеких ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

Ниже предложен ряд педагогических принципов, которыми следует руководствоваться в процессе интеграции предмета «Самопознание» и других учебных предметов в школе:

  1. Принцип общечеловеческих ценностей. (любовь, истина, долг, ненасилие, добро, сострадание и т.д. )

  2. Принцип выявления и саморазвития личности в процессе обучения (открыв свой внутренний мир и встав на путь осознанного саморазвития, ученик откроет все необходимые ему знания)

  3. Принцип единства (развитие видения единства в многообразии, умение чувствовать свою сопричастность со всем человечеством)

  4. Принцип вдохновленного научно-исследовательскоо творчества учащихся (оценка полученных знаний с точки зрения нравственности, этической и экологической ценности)

  5. Принцип социальной активности или принцип служения обществу (знания во благо общества)

  6. Принцип позитивности (создание атмосферы доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности)

  7. Принцип культуросообразности (обогащение процесса обучения красотой мирового культурного наследия и проявление уважительного отношения к культурам всех народов)

  8. Принцип природосообразности (учитывать возростные и ндивидуальные особенности личности, состояние физического психического здоровья)

Интеграция предмета «Самопознание» с гуманитарными предметами предполагает углубление нравственного подхода к раскрываемым темам уроков, нарастание значения ценностной составляющей. Содержание гуманитарных предметов само по себе влияет на формирование внутреннего мира личности учащихся. Усиление его ценностного потенциала (отбор учебного материала исходя из нравственно-духовной сути, ценностной значимости с учетом его влияния на формирование положительных внутренних качеств личности) дает повышение его эффективности.

Введение общечеловеческих ценностей в каждый урок предметов гуманитарного цикла предполагает перевод содержания с установки не на наращивания информации на установку строгого ее отбора с опорой на общечеловеческое содержание урока.

Гуманитарный цикл образования включает в себя три взаимосвязанных направления учебных предметов: лингвистическое, эстетическое и общественно-историческое.

Интеграция предмета «Самопознание» и предметов лингвистического цикла предполагает языковую концепцию предметов, которая позволяет обогатить речь учащихся, умение мыслить и выражать свои мысли в устной и письменной форме. Выбор тем сочинений, текстов диктантов, текстов для чтения и рассуждения имеет ценностное значение и носят нравственно-духовную направленность.

Интеграция предмета «Самопознание» и предметов эстетического цикла развивает художественный вкус, эстетические потребности, дает возможность ученику самовыражаться. Эмоциональное восприятие мира предшествует интеллектуальному, что делает предметы эстетического цикла значимыми. Посредством таких предметов учащиеся знакомятся с культурой, традициями разных народов, прививает уважительное, бережное отношение к своей стране, природе, обществу. Процесс познания осуществляется творчески, в практической деятельности.

Интеграция предмета «Самопознание» и предметов общественно-исторического цикла формирует у учащихся уважительного отношения к нравственным национальным и общекультурным ценностям, истории страны, закладывание основ мировозрения и правовой культуры, воспитание гражданственности и патриотизма. Позволяет увидеть как жизнь отдельного человека связана с жизнью государства. Полезен не только положительные примеры, нужно знакомить учащихся и с отрицательными фактами. Качествами личности, так как нравственные уроки можно извлечь и из таких ситуаций. Ученики должны не только заучивать факты и даты, но и открывать ценности посредством изучения предметов общественно-исторического цикла.

Естественнонаучные дисциплины должны ориентировать учащихся на целостное восприятие мира, помогать видеть созидание и разрушение, прекрасное и безобразное, формировать у школьников бережное отношение ко всему живому.

Необходимо отметить, что кроме ценностного обогащения содержания образования, все методы используемые на уроках самопознания, можно применять в преподавании любого предмета.

Основные методы:

  • Каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя;

  • Цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад и несут идею урока;

  • Рассказывание историй, притч вызывает интерес, захватывает внимание (история должна иллюстрировать какую-то ценность);

  • Творческая групповая деятельность поможет направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно учит работать в команде;

  • Музыка и пение хором – это эффективные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и позволят расслабиться.

Может ограниченность времени и не позволяет использовать все методы, но достаточно и 2-3 приемов, чтобы украсить и наполнить внутренним смыслом любой урок.

В заключении хочется отметить роль личного примера учителя, который руководствуется принципами морали и нравственности. Такой учитель всегда найдет в любом учебном материале духовное начало, сумеет раскрыть ценностною суть передаваемого знания.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интеграция предмета Самопознания с другими предметами

Автор: Базарбаева Светлана Жениспековна

Дата: 26.02.2019

Номер свидетельства: 501539

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через урок самопознание""
    ["seo_title"] => string(71) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_urok_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483981772"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через предмет самопознание""
    ["seo_title"] => string(76) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_priedmiet_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484029551"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок русского языка с интеграцией предмета "Самопознание" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-russkogho-iazyka-s-intieghratsiiei-priedmieta-samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "114383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411477149"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Разработка "Примеры интеграции общечеловеческих ценностей в предметы""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_primiery_intieghratsii_obshchiechieloviechieskikh_tsiennostiei_v_prie"
    ["file_id"] => string(6) "387618"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486201237"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "План внеклассного мероприятия с элементами самопознания на тему "Спорт- наш друг""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_vnieklassnogho_mieropriiatiia_s_eliemientami_samopoznaniia_na_tiemu_sport_n"
    ["file_id"] => string(6) "381812"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484932218"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства