Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в начальной школе.»
Инновационные технологии в начальной школе
Уважаемые коллеги, на сегодняшнем обучающем семинаре нам, учителям начальных классов, хотелось бы обратить ваше внимание на инновационные технологии в школе.
Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
В связи с этим в образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных в нашей школе педагогических технологий начального звена, как новых, так и проверенных временем и практикой:
1. Дифференцированное обучение.
Это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
2. Игровые технологии
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками.
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Помимо этого успешно применяется деловая игра в 3-4 классах для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развитии творческих способностей, формирования общеучебных навыков.
3. Метод проектов.
В начальной школе проектная деятельность занимает особое место, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть и решить проблему.
4. Компьютерные технологии.
В начальной школе в соответствии со стандартами образования компьютерная технология используется как проникающая (по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
5. Групповые технологии
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих акцентов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)-
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б) Распределение заданий внутри группы.
в) Индивидуальное выполнение задания.
г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения). е) Подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
а) Сообщение о результатах работы в группах.
б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
в) Общий вывод о групповой работе; и достижении поставленной задачи.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы. Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др.
6. Проблемное обучение
Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
7. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе.
К нетрадиционным технологиям урока относятся:
o интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
o уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
o уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок доброты, урок-презентация
o уроки с имитацией публичных формообщения: пресс-конференция, аукцион, панорама, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал;
o уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;
o путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
o перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки». «Что? Где? Когда?», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др.
Слайд 1.
Слайд 2. “Было время да прошло, а слова остались….” Так гласит забайкальская народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове. И наиболее ярко это видно на примере народных и авторских сказок, легенд и былей.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного, школьного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию младшего школьника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Слайд 3 Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-сказка. Они позволяют сделать обучение доступным, помогает повысить активность детей.
Мне хотелось бы рассказать об использовании сказки на уроках в начальной школе. Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее.
Выполнение "сказочных” заданий поможет формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.
Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них:
Слайд 4 «Волшебная палочка» Ручка ( карандаш ) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.
Слайд 5 Приём «Сказочные пазлы». Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:
-пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;
-описание персонажа;
-сочинение своего продолжения сказки.
Слайд 6 Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах»
Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка).
Слайд 7 Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке.
Угадайте, из какой сказки герой: " Емеля, отпусти меня в воду, я выполню все, что ни пожелаешь ". Из сказки " По щучьему велению ". Отправляемся в путь на печи. На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.
Я думаю, что многие эти приемы используют.
Мне хотелось рассказать о программе внеурочной деятельности «Воспитываем сказкой»
Слайд 8 «Цель сказки – воспитывать в ребенке человечность» К. Чуковский
Данная программа позволяет выработать у учащихся позитивные межличностные отношения, социальные умения и навыки поведения, а также нравственные качества личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Программа носит духовно-нравственную направленность.
Программа обучения способствует формированию социальных умений и навыков поведения: отзывчивости, общительности, дружелюбия, стремления делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребности радовать близких результатами своего труда.
Основной упор при обучении делается на овладение воспитанниками умением делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, адекватно передавать характеристики поведения и отношений героев сказки, давать полную и правильную нравственную оценку поступкам, ситуациям, героям.
Слайд 9 Цель программы – формирование нравственно здоровой личности младшего школьника.
Задачи программы
расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру;
содействовать эмоциональному развитию детей;
способствовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни;
содействовать развитию мотивационной сферы младших школьников, формированию стремления подражать положительным героям сказок;
развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Данная программа рассчитана по три часа в неделю. Она включает в себя три основных направления:
Знакомство со сказкой.
Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи;
Развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения;
Структура занятий
Каждое занятие включает в себя ряд этапов:
1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
3. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.
Основным принципом, заложенным в программу, является деятельностный принцип обучения.
В процессе организации занятий мы используем деятельностный принцип, поэтому в качестве основных методов применяются разыгрывание (драматизация) отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы — рисование, лепка и конструирование на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных характеристик, что позволит детям угадывать сказки, героев и уточнять их основные характеристики. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик призвано стимулировать способность самостоятельно творить художественный образ.
В классе я устраиваю «сказочные уголки», где выставляются все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки; оформляются рисунки детей на сказочные темы в «книги сказок» и т.д.
Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности можно успешно развивать творческий потенциал детей младшего школьного возраста.
Выполнению детьми творческих заданий по сюжету сказок предшествует длительная, планомерная предварительная работа. Ее необходимость объясняется спецификой детского творчества – его поэтапным характером.
Первый этап детского творчества – этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла – имеет важнейшее значение для всего процесса творческого развития ребенка.
Второй этап детского творчества – этап реализации замысла – связан с поисками художественных средств, с организацией предметно – вещной среды, которая максимально способствует полноценному развитию каждого ребенка. Детям предлагаются изобразительные материалы, стимулирующие развитие их зрительных, тактильных, обонятельных, кинестетических ощущений (соленое тесто, пряжа, ткань, бумага разной фактуры и т.д.). Предметно – вещная среда рассматривается как средство реализации возможности не только «образовываться» или развиваться в ней, но и корректировать различные особенности эмоционально – волевой сферы. Создаются условия, которые помогли бы ребенку дать быстрый разряд своим чувствам, раскрепостить его творческую энергию, создать положительный эмоциональный настрой для осуществления художественно – творческой деятельности. с этой целью используется музыкальное сопровождение.
Третий этап детского творчества – этап анализа результатов деятельности – знаменуется появлением новой продукции. Ребенок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной. Особую роль в этом процессе играет такое явление, как социальная адресованность детского творчества.
В классе я устраиваю «сказочные уголки», где выставляются все выполненные детьми поделки по сюжету той или иной сказки; оформляются рисунки детей на сказочные темы в «книги сказок».
Кроме того, разрабатывая творческие задания по содержанию сказок, я стараюсь предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, в драматизации сказок, в повседневной жизни.
Рассматривая творчество как средство социализации, я комбинирую индивидуальные и коллективные творческие задания.
Слайд 10. Закончить свое выступление мне хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы. Разбуженная жар – птица помогает детям ярче жить, лучше учиться и трудиться.»