Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников»
Филиппова Т.П., Хилькевич О.И.
Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников
Человек, как звезда, рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается,
И кончается в бесконечности.
Поколениями созидается
Век за веком земля нетленная…
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.
Звёзды, ветры, дороги и острова, моря и пристани нашего детства! Когда-то
они заполняли всё наше существо. Теперь мы взрослые. Мы — профессиональные педагоги. Звёздная страна Детства стала сферой нашей деятельности. Но, кажется, чем активнее, креативнее и энергичнее мы действуем, тем непонятней и загадочней становится эта страна, где за каждым поворотом — тайна, а каждый встреченный - Маленький принц, мудрый и беззащитный перед взрослым миром, в который он готовится вступить.
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем воспитания в российском образовании думает каждый педагог. Возросло внимание к проблемам воспитания и со стороны государства, и органов управления образованием, и со стороны педагогической науки. Опора в современном обществе на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития, ставит перед воспитательной деятельностью школы новые задачи. Воспитание в современной школе нуждается в образе будущего, как ориентире развития. Такие черты современного образования, как индивидуализация, открытость, ориентация на культуру поиска и обновления, на создание пространства поддержки таланта и инициативы, на изменение роли и позиции педагога в полной мере относятся и к воспитательной деятельности школы. Творческая самореализация, социальное становление и самоопределение школьников – вот цели этой деятельности.
В наш век – век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Происходит переоценка ценностей, расслоение общества, изменение психологического стереотипа людей. Школа - часть общества, и в ней, как в капельке воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. И если в нашей повседневной жизни их решают взрослые, уже сформировавшиеся люди, то в школе такие же вопросы стоят перед детьми, не имеющими собственных нравственных и моральных ценностей, психологических установок. Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых для успешного усвоения знаний. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.
Для процесса обучения существует всегда своя технология, характерная для тех методов и средств, которые преподаватель использует при организации и проведении занятий. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны - это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся и взаимодействие с ними в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий я выделяю: • Личностно-ориентированный подход; • Деятельностный подход; • Здоровьесберегающие технологии; • Арт-технологии; • Игровые технологии; • Тестовые; • Информационно-комьютерные технологии; • Внедрение проектной и исследовательской деятельности Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей. Они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и самостоятельными. Новые технологии не отбрасывают преподнесения информации ученикам, а просто меняют роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
Арт-технологии и игровые технологии позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, так как для школьников 1 ступени основной формой деятельности остается игровая деятельность. Игровые технологии помогают решать вопросы мотивации, развития учащихся, а также вопросы здоровьесбережения и социализации. Развитие гармоничной благополучной личности не возможно без сохранения физического, душевного и социального здоровья.
Сохранение здоровья школьников начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий).
Чтобы утомление не разрушало здоровье, важно учитывать суточные циклы работоспособности детей. Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы происходят после четвертого часа занятий. Именно в это время не стоит загружать учащихся сложной и объемной учебной работой.
Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий - тестовая технология. Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.
Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. Престижная работа, успешная карьера, овладение многовековым опытом человечества для семилетнего ребенка не являются актуальными. В связи с этим, учитель для повышения мотивации использует близкие цели научиться складывать и вычитать, не огорчить маму, читать быстрее соседа по парте и т.д. Трудность в том, что дети становятся все более и более инфантильными, поэтому и эти цели могут не стать для ребенка стимулирующими.
Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: правильно решишь примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь сказочного героя ближе к цели. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.
Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.
Одним из очевидных достоинств уроков с использованием информационно-компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Все чаще в современной школе внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать!
Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость. Таким образом, исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования, воспитания подрастающего поколения. Ведь данная деятельность
формирует поисковые (исследовательские) умения • способность самостоятельно детально исследовать вопросы выбранной ими темы, • самостоятельно принимать решения, • находить несколько вариантов решения проблемы; • умение устанавливать причинно-следственные связи развивает коммуникативные навыки • умение работать в команде; • умение взаимопомощи в группе при решении общих задач; • умение отстаивать свою точку зрения; • умение находить компромисс • формирует навыки оценочной деятельности • развивает презентационные умения и навыки • навыки монологической речи; • умение уверенно держаться во время выступления; • умение использовать различные средства наглядности при выступлении; • умение отвечать на поставленные вопросы, • раскрывает индивидуальный потенциал учащихся. Таким образом, видно, что инновационные технологии • повышают познавательный интерес учащихся, усиливают мотивацию учения, • развивают логическое и творческое мышление, • дают толчок к саморазвитию учителя, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.