Инновационные формы и способы работы с одарёнными детьми
Инновационные формы и способы работы с одарёнными детьми
Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные формы и способы работы с одарёнными детьми»
Инновационные формы и способы работы с одарёнными детьми
Любому обществу нужны одарённые люди и задача его состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить пониманию того, чтобы его таланты и способности были реализованы.
Раскрытие и реализация способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. С точки зрения психологии, одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться в индивидуальных особенностях своих учеников. Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.
В XXI веке педагог должен применять инновационные формы и способы в своей работе, быть творчески ищущим человеком.
В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и способы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы: групповые формы работы, творческие задания, вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги, работа по карточкам, применение дополнительных заданий по интересам, метод проекта.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы, научно - исследовательская деятельность.
Конкретной программы по работе с одарёнными детьми в нашей школе нет. Но мне бы хотелось представить систему моей работы с одарёнными детьми. В своей педагогической деятельности использую игровую технологию, метод проекта, исследовательскую деятельность, участие в различных конкурсах, онлайн олимпиадах.
Традиционным для нашей школы является проведение предметных недель, в том числе недели начальных классов. В этот период наши ученики участвуют в различных конкурсах и внеклассных мероприятиях, интеллектуальных играх, защите проектов, что способствует неожиданному раскрытию способностей и талантов детей.
В школе работают многочисленные кружки (футбол, шахматы, робототехника, хореография, изобразительное искусство, английский язык), где уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей. На данных занятиях дети могут самовыражаться, развивать творческие способности.
Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
В течении нескольких лет наши ученики занимаются на Учи.ру. Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной форме, принимают участие в онлайн олимпиадах.
На уроках по окружающему миру, технологии, литературному чтению часто использую метод проектов. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Особый интерес доставляет внеклассная работа («День матери», «Прощай, Азбука!», «Праздник осени» и др.), которая развивает творческие способности ребят, воспитывает самостоятельность, чувство ответственности. Учащиеся готовят поучительные мероприятия не только для учащихся, но и для родителей, учатся делать сюрпризы для родителей, для окружающих.
У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности, уверенности. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям. Таким образом, можносказать, что применение системы творческих заданий на уроках и во внеурочное время в работе с одаренными детьми способствует развитию творческого потенциала младших школьников.
Результаты и успехи не могут не радовать нас. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
Список литературы
Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", М., 1991.
Рубцов В.В., Юркевич В.С. Вестник практической психологии образования №1/2011 Теория и практика работы с одаренными детьми №1(26) январь—март 2011
Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой– М.; Просвещение, 2006.