Информационные технологии в образовании и воспитании школьников.
Информационные технологии в образовании и воспитании школьников.
Стандарты второго поколения ставит перед учителем задачу:научить ребенка учиться,а также подготовить ученика,который быстро схватывает новую информацию,внедряет её в практику,преодолеет неуспеваемость.Необходимо воспитать человека,обладающего высоким интеллектуальным потенциалом.Помощником для решения этих задач является ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационные технологии в образовании и воспитании школьников. »
Информационные технологии в образовании и воспитании школьников.
Габдулхакова Флюса Закаровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 58» города Набережные Челны
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я могу запомнить.
Вовлеки меня - и это станет моим навсегда» -Так гласит народная мудрость.
Маленький человечек шести лет переступает порог школы, попадает в большой мир знаний, где ему предстоит узнать много интересного и неизвестного, искать ответы на свои вопросы.
Формирование любознательной, активной и заинтересованной познать мир личности - одна из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Стандарты второго поколения ставят перед учителями задачу: научить ребёнка учиться, а также подготовить ученика, который способен быстро схватывать новую информацию, внедрять её в практику; преодолеть формализм в обучении, неуспеваемость; необходимо воспитать человека, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом, жаждой знания и творчества. Русская пословица гласит: «Корень ученья горек, да плод его сладок». Помощниками для решения данной задач являются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).Как показывает практика, без новых ИКТ уже невозможно представить современную школу.
Учащихся начальных классов необходимо вовлекать в использование информационных ресурсов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «непроходной» для компьютерных технологий, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером (часто лучше, чем взрослые), но относится к нему, как к игрушке. И перед педагогом встаёт задача показать, насколько это мощный инструмент познания, позволяющий открывать мир, а не только игра или печатная машинка. Хорошо, что в начальных классах появилась возможность изучать факультативно курс информатики. Но чаще это становится делом специалиста, а как же обычный педагог начальных классов – доска, мел, картинки? Нельзя ограничиваться уроком информатики.
Я применяю информационные технологии как на всех уроках, так и во внеклассной работе. Это готовые контрольные работы и разработанные мною тесты по разным предметам, это игровые упражнения с числами и словами, это демонстрационный, наглядный материал и тому подобное. Проверочные работы на компьютере помогают как получить объективную оценку знаний и навыков, так и осуществить взаимо- и самопроверку деятельности учащимися. Работа ведётся как в индивидуальном порядке, так и в паре, и в группе. Вовлечены все: и дети, склонные к репродуктивной деятельности, и творцы-фантазёры.
В начальных классах я больше использую не тренировочные и контролирующие программы, а обращаюсь к информационным. Это учит детей находить нужную им информацию. А чтобы обрести, необходимо понять зачем и для чего это надо. Также при содействии родителей ребята, находясь в творческом, исследовательском поиске, работают в Интернете (из 27 учеников в классе все дети имеют дома компьютеры, все подключены к сети). И теперь на наших уроках, кроме сведений из статей учебника, открывается новое, неизвестное, добытое из электронных источников и Интернета. Ребята представляют и защищают свои проекты по разным темам, но объединяет их одно – использование компьютера и Интернета: на уроках окружающего мира ( рефераты об известных личностях и значимых событиях), литературного чтения и русского языка – сочинения, стенгазеты, сборники своих сочинений; технологии и математики – рефераты об изобретателях, учёных и модели; изобразительного искусства – выставки, стенгазеты, тематические конкурсы, физической культуры – подборка для организации спортивных игр и соревнований, разработка комплексов общеразвивающих упражнений; а также во внеклассных мероприятиях – классные часы, конкурсы, смотры, утренники, субботники и так далее.
Также при проведении кружка «Твори добро» (тимуровская работа), история создания тимуровского движения, проекты «По дорогам войны», «Поколение», защита своих работ – всё это сегодня работает полноценно лишь с применением информационных технологий. Дети стали более открыты миру, исчезает боязнь публичных выступлений, проявлений своих достоинств. Ребята с интересом участвуют в самых разных конкурсах на разных уровнях. Это школьные соревнования, олимпиады, конкурсы по разнообразным направлениям. Это и городские акции по тимуровскому движению. Это и городские конкурсы литературного творчества. С удовольствием ребята пробуют свои силы и в Российских предметных конкурсах «Кенгуру» и «Русский медвежонок». Теперь ни один концерт школы не обходится без выступления детей нашего класса.
Заканчивая, хочу всё же отметить, что информационные технологии, даже самые современные, не способны заменить учителя. Как сказал Аристотель, «хороший учитель начинает обучение с себя».
Для учеников начальной школы учитель – это маяк для выбора пути, поэтому сам педагог должен быть разносторонне развит, компетентен, заинтересован в успехах детей и в своих успехах тоже. Он должен показывать пример, что вот так жить интересней, и так мир ярче и светлее. Поэтому я, учитель, стараюсь участвовать в различных конкурсах и проектах, как в профессиональных, так и совместно с детьми, по мере возможности используя современные информационные технологии.
Учитель должен находиться в постоянном поиске, ведь он – это лидер для детей. А по словам Ольги Дергуновой, президента компании Microsoft в России и СНГ – «Лидерство непостоянно, поэтому учиться надо вечно» [программа В. Познера «Времена» от 12.11.06. телеканал ОРТ].
Список использованной литературы.
Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www. pedsovet.org
Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.
Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. — Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004.
Использование ИКТ в обучении младших школьников – pedsovet.orq/component/option/com_mtree/task,viewlink/link_id,8889/ltemid,188/