Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа саморазвития педагога.»
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Уровни профессионального развития:
Педагогическая умелость – базовая характеристика деятельности педагога,под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в совокупности помогают ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся
Педагогическое мастерство – это доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения псиихолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Важным компонентом педагогического мастерства является личность педагога, включающая вариативность мышления, способность к сопереживанию, толерантность, коммуникативность
Готовность к инновациям
Готовность к созданию авторской технологии
Разработка и усовершенствование авторских образовательных программ
Авторская методическая система
Авторская педагогическая система
Очевидно, что, зная реальный уровень развития, каждый педагог может развивать технологию своего дальнейшего личностно-профессионального роста
Программа саморазвития. Профессионально-личностное становление и развитие проходит ряд этапов:
самосознание (самооценка)
планирование
реализация
самоконтроль
В индивидуальную программу профессионального развития педагога можно включить следующие разделы:
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
По каждому из разделов программы в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного. Однако при работе с данным документом следует соблюдать следующие правила:
не откладывайте на конец учебного года процедуру заполнения документа — пользуйтесь принципом «делай по горячим следам!»;
не стремитесь «равномерно» заполнить все пункты документа: выявите прежде всего то направление педагогической деятельности, в котором Вы преуспеваете в большей степени;
стремитесь быть достоверным при оценке своего труда, не забывайте, что именно это поможет Вам правильно поставить цели и определить направления профессиональной деятельности.
Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития педагога может служить портфолио, которое педагог формирует. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы. В портфолио должна быть должностная инструкция учителя, концепция ФГОС, программы ООП. Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это может быть портфолио достижений. Оформление достижений учителя, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Следует помнить, что представляемый портфолио помогает судить о результативности деятельности педагога. Примерный перечень, из которого педагог может выбирать те или иные пункты для определения состава своего личного портфолио: свидетельства о повышении квалификации, участии в семинарах, конференциях и пр.; дипломы, поощрения, награды; результаты учебной и внеучебной деятельности обучающихся с комментариями педагога. Кроме того педагог может сформировать методический портфолио. В методический портфолио педагог может вложить разработанные им в научно-методические разработки, публикации педагога в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети Интернет, где размещены материалы педагога, разработанные им в деловые, организационно-деятельностные игры, дидактические и контрольно-измерительные материалы и прочие методические разработки.
Основными принципами портфолио являются системность, достоверность и объективность представленных материалов.
Педагоги могут проявить себя в работе методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщать опыт своей работы. Сейчас проводится огромное количество конкурсов по различным направлениям. Педагог может принимать участие в научно-исследовательской и экспериментальной работе. Часть педагогов могут быть задействованы в работе методического объединения, экспертных групп, также в деятельности в экспертизе и рецензировании различных программ и курсов, оценивание творческих работ. Участие в данных мероприятиях положительно сказывается на оценке уровня профессионального развития. Кроме того, педагог может представить результаты не только своего труда, но и достижения обучающихся. Это результаты творческих конкурсов различного уровня, научно-практические конференции школьников, дистанционные олимпиады, в копилку учителя могут пойти результаты городских контрольных работ, городских и областных предметных олимпиад
.
Формы представления результатов педагогической деятельности учителя
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Собеседование
Творческий отчет
Представление результатов педагогической деятельности
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Схема оценки учебного занятия
Оценка содержания учебного материала.
Оценка эффективности способов деятельности педагога.
Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения.
Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
Оценка целей и результатов проведенного занятия.
Оценка содержания учебного материала на уроке:
научность, доступность изучаемого учебного материала;
актуальность материала и его связь с жизнью;
степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
оптимальность объема предложенного для усвоения материала.