Индивидуальная и групповая работа в начальной школе
Индивидуальная и групповая работа в начальной школе
В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная и групповая работа в начальной школе»
Миранкова Людмила Ивановна учитель начальных классов I квалификационной категории пед. стаж 26 лет Индивидуальная и групповая работа в начальной школе «Умение учиться» в первую очередь связано с освоением «формы учебного сотрудничества», - так утверждает и автор книги «Введение в школьную жизнь» Г.А. Цукерман. Но для того, чтобы это учебное сотрудничество было плодотворным, нужны активные формы организации деятельности. «Учитель должен владеть новыми технологиями по организации учебного сотрудничества детей, их учебной деятельности (групповой, коллективной, индивидуальной); по-новому воспринимать свою роль на уроке» [с. 3].
Не секрет, что ученик усваивает быстро и качественно то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим. Знания в этом случае актуализируются, закрепляются.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать.
В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также - одаренным детям. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает - никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Немалая роль в этом отводится так называемым нестандартным или нетрадиционным урокам.
Творческие принципы нетрадиционных уроков.
В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.
Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.
Классификация нетрадиционных уроков.
Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, зачетно-тематический урок или же урок - научное заседание по определенной теме.
Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.
Конечно, формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.
Кроме того, активными методами обучения можно назвать те, которые направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика, это словесные методы (рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация учебных пособий, опытов), методы проблемно-поисковые и репродуктивные.
Эти методы можно применять на многих уроках. Новые формы уроков позволяют использовать эти методы, оптимально сочетая их, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. В подготовке к таким урокам учитель сам выбирает форму и методы проведения, это позволяет не только совершенствоваться в области методики проведения, но и откроет в себе творческие идеи и замыслы.
Конечно же, такие уроки требуют большой подготовки не только учителя, но и учащихся.
Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.
1. Подготовительный
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, презентаций, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.
2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)
Первый этап
Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
Второй этап
Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.
Третий этап
Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов.
Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме
Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО)
Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным гармоничным, ведь гармония - высшая цель в нашем творении.
Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
Залог успеха вашего нетрадиционного урока - заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Очевидно, что рассмотренные вопросы - это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Но они помогут начать, устанавливая некоторые точки опоры.
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.
Я более подробно остановлюсь на организации парной и групповой работы учащихся на уроке.
Организация такой работы дело сложное, поэтому необходимо тщательно продумать урок:
Решить: на каком этапе следует ввести групповую работу.
Поставить цели и предусмотреть желаемые результаты, критерии оценки. Очень важно, чтобы участники однозначно понимали, что нужно сделать (одному, в подгруппе, всему коллективу).
Продумать, каким путем пойдет этот процесс.
Нужно упорядочить деятельность во времени – рассчитать минуты для всех этапов.
До урока решить, как упорядочить пространство, как в нем разместятся участники, так как работа в группах требует нетрадиционного размещения парт: для парной - обычные ряды. Для групповой парты ставить так, чтобы ребенок видел всех своих собеседников, не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа, где фиксируется итог работы, был в пределах досягаемости группы.
В 1-2 классах дети чаще работали в парах; в 3 классе пробуем работать по 4-5 человек.
Я считаю, что лучше объединять детей в группы по их склонностям. Самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. В группу могут объединяться дети разного уровня знаний. Часто использую такой способ формирования группы: наиболее способного ученика - организатора – назначаю сама. Организатор приглашал к себе одного ученика. Эти двое выбирают из списка, предложенного учителем, детей. Тогда группы получаются примерно равными по силе и не бывает обид и разочарований. Чтобы группа сработалась, нужны 5-6 занятий. Могут быть группы сменного состава (на математике - одни, на чтении - другие, на уроке окружающего мира - третьи). Это зависит от цели и содержания изучаемого материала. При формировании групп надо учитывать и темперамент учеников.
Для работы в группе составляю алгоритм (план) движения при выполнении групповых заданий. Ввожу первое правило этики совместной работы: поворачиваться к говорящему и смотреть на собеседника, обращаться по имени, говорить "мы считаем" (а не "я считаю"). Учу детей, как можно узнать точку зрения другого человека, как соглашаться и не соглашаться друг с другом, как возражать, просить о помощи, как предлагать помощь, как помогать, не унижая. Заметила, что по-настоящему образец работы усваивается детьми только после разбора 2-3 ошибок. Учу оценивать свою работу: "Как ты работал в группе?", "Какое у тебя было настроение?", "Узнал ли ты что-то новое?", "Понравилось ли тебе работать?", "А если не получилось, то почему не получилось?"
Опыт организации групповой работы позволил сделать следующие выводы: 1) Не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят работать вместе. 2) Разрешить переменить место ученику, который хочет работать один. 3) Нельзя требовать абсолютной тишины. Должен быть условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума. 4) Нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, кропотливый труд учителя, терпение.
Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Одним из способов пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний и является групповая работа. Такие уроки радуют детей и надолго остаются в их памяти.
Литература
Начальное общее образование [Текст]: федеральный компонент государственного стандарта общего образования. // Вестник образования.- 2004.-№ 5. 2) Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь [Текст]. Ч. I, II / Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.-М.: Новая жизнь, 1994. 3) Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа.- 1999.-№ 10
Приложение №1
Варианты заданий для парной и групповой работы
Русский язык.
Парная работа
Групповая работа
Запись слов с взаимопроверкой.
Составление звуковых схем слов.
Составление схем предложений.
Разбор слов по составу.
Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным текстом.
Составление слов по звуковой схеме.
Составление предложений по схеме.
Проверка орфограмм.
Выбор способа проверки орфограмм.
Деление текста на логические части.
Составление плана.
Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным текстом.
Математика.
Парная работа
Групповая работа
Взаимопроверка решений.
Составление схем к задаче.
Составление уравнений.
Поиск способа решения:
-примеров с переходом через разряд;
-способов проверки результатов вычисления.
Составление и решение задач:
-к одной схеме на разные темы;
-к разным схемам на одну тему;
-разных типов в зависимости от уровня подготовленности групп.