Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки детей
Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки детей
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту 10
Список источников и литературы 11
Приложение 1 12
Приложение 2 13
Приложение 3 14
Приложение 4 15
Актуальность разработки индивидуального маршрутаодарённого ребёнка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.
Понятие «одаренность» имеет свое содержание:
1. Психологические особенности:
наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;
обусловленная природой потребность к умственному труду;
стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности;
интуитивность.
2. Интеллектуальные способности:
познавательный интерес;
информационная эрудиция;
высокий уровень интеллектуального развития;
нестандартное мышление;
способность к абстрагированию;
диалектическое мировоззрение.
3. Творческий (креативный) потенциал:
оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;
инициативность;
целенаправленность в выборе видов деятельности;
неординарность подходов;
интенсивность умственного труда.
4. Мировоззренческие ценности:
высокий уровень сознательности и культуры;
инициативно-активная ответственность, активность;
высокий уровень морально-эстетической рефлексии,
самоанализа и самоконтроля.
Готов ли учитель массовой школы работать на соответствующем уровне с одаренными детьми, обучающимися имеющими высокую степень обученности? Думаю, что готов. Одной из форм педагогической поддержки одаренных детей является индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьева, Н.А.Лабунская, А.П.Тряпицына, Ю.Ф.Тимофеева).
Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
1.Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей;
Определить способы оценки успехов воспитанника.
Используя данную методику, быларазработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей (Приложение 1).
На основе рабочей программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут, который поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов обучающихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:
уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;
здоровьем и психическим состоянием учащегося;
потребностями учащегося;
социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).
Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать индивидуализации воспитания и образования обучающихся;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальный маршрут планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.
Рассмотрим этап диагностики
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
диагностика умственных способностей;
анкета для родителей;
диагностика мышления;
методика «Оценка общей одарённости»;
методика «Индивидуальный портрет»;
пожелания обучающегося.
Приоритетные направления:
диагностика познавательной деятельности учащихся;
исследования эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья.
2. Занести полученные результаты в базу данных.
По результатам работы составляется карта индивидуального психологического развития ребенка, которая содержит: 1. Характеристику познавательных процессов:
мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности);
память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала);
внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.
Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.
Выводы.
Исходя из результатов диагностики, учитель совместно со школьником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Для реализации третьего этапа определяется срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами по согласованию с родителями и самим ребенком Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы.
Четвертый этап определяет роль родителей обучающегося в реализации маршрута, предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
Пятый этап – это разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.
Прогнозирование – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;
Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа»
Шестой этап – предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для работы, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие УУД ему необходимы (Приложение 2).
Формы занятий могут быть разнообразны (Приложение 3).
Седьмой этап - осуществляется по мере необходимости привлечения к работе с данным ребенком других специалистов.
В ходе заключительного восьмого этапа учитель совместно с ребенком определяет способы оценки и самооценки успехов обучающегося «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».
Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа (Приложение 4).
Способы оценки результатов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны: показ достижений, персональная выставка, презентация-портфолио достижений, тест, экзамен, зачётная работа, рефлексия и др.
Следуя образовательному маршруту учителю необходимо обеспечить на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
В ходе выполнения образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится учителем и доводится до сведения родителей.
Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту
1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
3. Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
4. Приучите ребенка к навыкам самостоятельного решения проблем исследования и анализа ситуации.
5. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в повседневной жизни, как область приложения полученных навыков в решении задачи.
6. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
7. Подходите ко всему творчески.
Список источников и литературы
Абакумова, И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков / И.В. Абакумова // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. – 2008. - № 3. – С. 6-11.
Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 157 с.
Забрамная С.Д. От диагностики к развитию / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик О.В. – М., 2004.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М.,1997.