kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки детей »

16


Содержание



Актуальность разработки индивидуального маршрута 3

одарённого ребёнка 3

Методика построения индивидуального образовательного маршрута 5

Рекомендации педагогам и родителям ребенка, 10

обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту 10

Список источников и литературы 11

Приложение 1 12

Приложение 2 13

Приложение 3 14

Приложение 4 15
























Актуальность разработки индивидуального маршрута одарённого ребёнка

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Одаренные дети нуждаются во внимательном, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве.

Понятие «одаренность» имеет свое содержание:

1. Психологические особенности:

  • наличие природных способностей к активному и целостному мировосприятию;

  • обусловленная природой потребность к умственному труду;

  • стремление к личной эмоциональной независимости, усвоение личной эмоциональной независимости, усвоение личной природно-социальной ценности;

  • интуитивность.

2. Интеллектуальные способности:

  • познавательный интерес;

  • информационная эрудиция;

  • высокий уровень интеллектуального развития;

  • нестандартное мышление;

  • способность к абстрагированию;

  • диалектическое мировоззрение.

3. Творческий (креативный) потенциал:

  • оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов;

  • инициативность;

  • целенаправленность в выборе видов деятельности;

  • неординарность подходов;

  • интенсивность умственного труда.

4. Мировоззренческие ценности:

  • высокий уровень сознательности и культуры;

  • инициативно-активная ответственность, активность;

  • высокий уровень морально-эстетической рефлексии,

самоанализа и самоконтроля.

Готов ли учитель массовой школы работать на соответствующем уровне с одаренными детьми, обучающимися имеющими высокую степень обученности? Думаю, что готов. Одной из форм педагогической поддержки одаренных детей является индивидуальный образовательный маршрут.




















Методика построения индивидуального образовательного маршрута

Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьева, Н.А.Лабунская, А.П.Тряпицына, Ю.Ф.Тимофеева).

Для развития одаренности обучающемуся необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи­тает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар­шрут должен действовать примерно по такой схеме:

1.Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и
способности);

  1. Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их
    достижению;

  2. Определить время, которое должен затратить ребенок на ос­воение стандартной и специальной программы;

  3. Предусмотреть участие родителей;

  4. Определить способы оценки успехов воспитанника.

Используя данную методику, была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей (Приложение 1).

На основе рабочей программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут, который поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты.

Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов обучающихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика. 

Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:

  • уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

  • здоровьем и психическим состоянием учащегося;

  • потребностями учащегося;

  • социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).

Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;

  • содействовать индивидуализации воспитания и образования обучающихся;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Индивидуальный маршрут планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики.

Рассмотрим этап диагностики

Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;

  • диагностика умственных способностей;

  • анкета для родителей;

  • диагностика мышления;

  • методика «Оценка общей одарённости»;

  • методика «Индивидуальный портрет»;

  • пожелания обучающегося.

Приоритетные направления:

  • диагностика познавательной деятельности учащихся;

  • исследования эмоционально-личностной сферы;

  • диагностика межличностных отношений;

  • диагностика психологического здоровья.

2. Занести полученные результаты в базу данных.

По результатам работы составляется карта индивидуального психологического развития ребенка, которая содержит:
1. Характеристику познавательных процессов:

  • мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности);

  • память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала);

  • внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).

  1. Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.

  2. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.

  3. Выводы.

Исходя из результатов диагностики, учитель совместно со школьником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Для реализации третьего этапа определяется срок действия маршрута в соответствии с поставленными целями и задачами по согласованию с родителями и самим ребенком Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы.

Четвертый этап определяет роль родителей обучающегося в реализации маршрута, предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.

Пятый этап – это разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.

  • Прогнозирование – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»;

  • Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»;

  • Конструирование – индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа»

Шестой этап – предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для работы, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие УУД ему необходимы (Приложение 2).

Формы занятий могут быть разнообразны (Приложение 3).

Седьмой этап - осуществляется по мере необходимости
привлечения к работе с данным ребенком других специалистов.

В ходе заключительного восьмого этапа учитель совместно с ребенком определяет способы оценки и са­мооценки успехов обучающегося «Что я хотел?», «Что я сделал для достижения цели?», «Чему научился?», «Что необходимо сделать ещё?».

Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа (Приложение 4).

Способы оценки результатов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны: показ достижений, персональная выставка, презентация-портфолио достижений, тест, экзамен, зачётная работа, рефлексия и др.

Следуя образовательному маршруту учителю необходимо обеспечить на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.

В ходе выполнения образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится учителем и доводится до сведения родителей.



Рекомендации педагогам и родителям ребенка, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту

1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

3. Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.

4. Приучите ребенка к навыкам самостоятельного решения проблем исследования и анализа ситуации.

5. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в повседневной жизни, как область приложения полученных навыков в решении задачи.

6. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

7. Подходите ко всему творчески.



























Список источников и литературы
  1. Абакумова, И.В. Особенности смысловой сферы одарённых подростков / И.В. Абакумова // Одарённый ребёнок: научно-практический журнал. – 2008. - № 3. – С. 6-11.

  2. Бабаева, Ю.Д. Психология одарённости детей и подростков / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 157 с.

  3. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик О.В. – М., 2004.

  4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. – М.,1997.

































Приложение 1

Схема построения индивидуального образовательного маршрута

для одаренных детей



Диагностика







Определение целей и задач







Определение времени





Определение роли родителей







Разработка учебно-тематического плана









Определение содержания, форм работы и оценивание знаний











Интеграция с другими специалистами





Определение способов оценивания успехов





Приложение 2

Индивидуально-образовательный маршрут


ученика (цы) (фамилия, имя ученика)

класс_____________

учитель______________________



Цель:  развитие одаренного ребенка по предмету _____________________________________ 



Тема

ЗУН

УУД

Задания, формы, методы работы

Сроки

Форма контроля

Отметка о выполнении










Родители (ознакомлены): _____________

Классный руководитель: _______________























Приложение 3

Возможные формы занятий для одаренных обучающихся, занимающихся по индивидуальному образовательному

маршруту


1.

Индивидуальные занятия.

2.

Работа с консультантами.

3.

Наблюдение.

4.

Практическое занятие.

5.

Размышление.

6.

Выбор «своего» домашнего задания.

7.

Эксперимент.

8.

Тренинг.

9.

Беседа.

1



























Приложение 4

Схема самоанализа обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту


ФИО возраст


  1. Какие цели я ставил перед собой в начале года (изучения темы)?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие действия я спланировал для достижения цели?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Удалось ли мне реализовать задуманное?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Чему научился? Что необходимо ещё сделать?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Дата заполнения______________










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки детей

Автор: Гадзева Жанна Викентьевна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219025

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Метод.рекомендации по составлению и использованию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей "
    ["seo_title"] => string(125) "mietod-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-i-ispol-zovaniiu-individual-nykh-obrazovatiel-nykh-proghramm-dlia-odariennykh-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236859"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444163297"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми "
    ["seo_title"] => string(64) "osobiennosti-orghanizatsii-raboty-s-umstvienno-otstalymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "161317"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422201012"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей. (клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра) "
    ["seo_title"] => string(168) "rabota-s-roditieliami-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-i-s-roditieliami-zdorovykh-dietiei-klubnoie-zaniatiie-krughlyi-stol-kompietientnostnaia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "134744"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416799608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства