«ИКТ во внеурочной деятельности младшего школьника»
«ИКТ во внеурочной деятельности младшего школьника»
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««ИКТ во внеурочной деятельности младшего школьника»»
УДК. 374.32
«ИКТ во внеурочной деятельности младшего школьника».
Пришутова Виктория Владимировна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону)
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, далее ИКТ, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Человечество вступило в новый этап своего развития — формируется информационное общество, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности. Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в сопровождении внеурочной работы выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребенка, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Существует противоречие между необходимостью использования ИКТ во внеурочной деятельности и сложностью поиска и подготовки материала для подготовки сопровождения, а также недостатком технической базы учебных заведений. Отсюда возникает проблема в необходимости разработки методического обеспечения для создания правильного информационно-коммуникационного сопровождения внеурочных занятий.
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном и воспитательном процессах является мощным инструментом, побуждающем учеников к более глубокому познанию предмета или раскрытию определённой темы внеурочной деятельности, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств школьников и развитие их способностей. Применение различных ИКТ во внеурочной деятельности начальной школы, позволяет разнообразить формы и средства получения информации, знаний повышающих творческую активность учащихся. Использование компьютерных технологий становится все более востребованным в начальной школе.
Появляется все больше возможностей использования ИКТ с младшими школьниками:
создание презентации на определенную тему по учебному материалу;
поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, самообразования;
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности начальной школы позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом познавательной, творческой деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися, более творческому подходу к решению различных нравственных ситуаций. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления внеурочной работы в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные технологии позволяют сделать урок более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности позволяет:
проводить мероприятия, классные часы на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка), обеспечивает наглядность;
привлекать большое количество дидактического материала.
обеспечивать высокую степень дифференциации при обсуждении различных вопросов индивидуального и группового характера.
вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
дать первоначальное представление о компьютере;
Использование дидактических материалов на занятиях, классных часах с применением компьютерных технологий не только оживляет занятие (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышает мотивацию познания учащихся.
Таким образом, применение ИКТ: расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; в общем, способствует повышению качества обучения и воспитания младших школьников.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании очевидна. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию универсальных учебных действий в условиях внедрения ФГОС НОО.