Просмотр содержимого документа
«"Игры наших бабушек и дедушек"»
«Мы ссорились, мирились,
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается
Ура! Ура! Ура!»
В.Берестов
Мой прапрадед был одним из первых переселенцев из Белоруссии Виленской губернии деревни Ластовичи. Вместе с ними в Сибирь пришли разнообразные детские игры.
Дети в прошлом играли почти со всем, что их окружало. Игрушки делали из дерева, глины, бересты, соломы, лоскутков. Из прутьев гнули луки и стрелы. Из коры делали кораблики и лодочки. Собирали камешки, лоскутки тканей (из них мастерили кукол), бусинки, стеклышки. Дети, помимо игр с самодельными игрушками (у мальчиков – «конями», «коньками», у девочек – тряпичными куклами), все без исключения участвовали в активных, как их называли, «дворовых», «уличных» играх. Игры на открытом воздухе начинались весной, когда освобождались от снега небольшие участки земли, и продолжались на протяжении всего лета («немного оттаяло на Пасху уже и играли»). Особенно много играли в дни православных праздников после службы в церкви или моленном доме (во время службы работать считалось грешно).
Считались по «палочке», за которую одновременно схватывались руками и тот, кто оказывался сверху, должен был «галить».
Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и т.д., всё это придавало им особый колорит.
Популярной среди васюганцев забавой была игра «в цирки».Мой дед Тимофей Титович Гнутов, называет эту игру «берестяным лото».
Для этой игры готовили (вырезали) берестяные фигурки в виде ромбов, квадратов, кругов, восьмерок и пр. Один из игроков их подбрасывал, другие ловили (двумя руками, одной рукой, все время усложняя ситуацию). В зависимости от количества пойманных фигурок считали очки: за какие-то фигурки давали больше очков, за какие-то меньше. После подсчета, у кого больше очков – тот и выиграл.
Детской забавой считалась игра «Охотник и утка». На стол укладывали скрученный из полотенца или любой другой тряпки валик. С одной стороны валика игрок-«охотник» держал свою раскрытую руку, с другой стороны игрок-«утка» ставил руку в кулаке. Поперёк валика укладывалась ложка, ручка которой помещалась со стороны «охотника». Игравшие смотрели друг другу в глаза. «Охотнику» нужно было схватить ложку и успеть ударить ею по кулаку игрока-«утки», пока тот не успел отдернуть руку. Затем игравшие менялись ролями.
Интересной была игра в «Мышку». Посередине горницы ставилась лавка длинной не менее полтора метра. Два игрока - «мышка» и «кошка» - садились по краям лавки верхом друг против друга и у них начинался разговор:
- Мышка, мышка, где ты была?
- Пану сено косила.
- Кого заробила?
- Масла ком.
- Где поставила?
- Под лавочкой.
- Чем накрыла?
- Халявочкой.
- Дай мне!
- Нос у говне.
- А я украду.
- А я заловлю.
- А я под мосток.
- А я за хвосток.
- А я под соломку.
- А я за головку!
Тогда "мышка" вскакивала и начинала убегать от "кошки".
Увлекательная игра «Уголки». Играющие встают в круг, парами. Выбирается водящий. Он подходит к одной из играющих пар и говорит:
-Кум- куманек, дай уголок!
-Зачем тебе?
-Понравился.
-А что дашь?
- Мешок монет (конфет, дворец и другое).
Если игрок соглашается, дети бегут в разные стороны, кто вперед займет освободившиеся место. В случаи отказа водящий идет к другой паре.
Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом.
В играх дети учились дружить, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Эти игры необычные и увлекающие, так как они были придуманы во времена, когда не было ни компьютеров, ни игровых приставок. Обидно, если эти игры забудутся и исчезнут.
Чтобы возродить игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь начать в них играть.