Просмотр содержимого документа
«"Игры для развития чувства ритма на занятиях хореографией."»
Игры для развития чувства ритма на занятиях хореографией.
Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничиваются её роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органичны для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от её красоты - всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Поэтому так важен отбор музыкального сопровождения.
Методика обучения танцам предполагает определённый уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.
Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально-ритмическое чувство поддаётся развитию с помощью ритмических упражнений.
Умение согласовывать свои действия с музыкальным ритмом определяет музыкальность. Это умение приходит в процессе освоения хореографических упражнений, однако с целью более успешного, осознанного освоения музыкальных ритмов на занятиях хореографией применяются специальные упражнения, музыкальные игры.
Каждое музыкальное произведение имеет свой ритм, средствами измерения и создания которого являются метр и ритм. Метр—строение музыкального такта, темп—степень скорости исполнения.
Ритмические упражнения воспитывают чувство ритма, ощущения сильных и слабых долей такта, умение ритмично исполнять движения танца.
Можно выделить несколько групп ритмических упражнений применяемых на уроках хореографии:
– дирижирование
– хлопки на каждую четверть, на первую четверть такта, на каждую долю такта, с паузой и т.п.
– разновидности шагов и бега в различном темпе
– разновидности шагов и бега с хлопками в различном ритме и темпе
– музыкальные игры
В начале дети должны осваивать простейшие музыкальные ритмы — 2/4, 4/4, затем более сложные 3/4, 6/8.
Перед изучением какого-либо танца ритмические упражнения должны строиться в зависимости от ритмической структуры и характерных особенностей данного танца. Это будет способствовать его быстрейшему восприятию.
Так как учащемуся предстоит выполнить ритмический рисунок танца, сочетая это с ориентацией в пространстве, то полезно включить в репетицию различные упражнения, где смена ритмического рисунка происходила бы одновременно с различными перестроениями в зале. Например, используя упражнение «Шаги с хлопками», можно двигаться по кругу, в колоннах и шеренгах, попарно, по четыре человека в линии, по восемь, расходиться, сходиться и т.д. При этом необходимо сохранять заданный рисунок.
Примерыигр для развития чувства ритма
«Прогулка» Ход игры.
Придумать небольшой рассказ: Девочка Оля пошла гулять на улицу. Она спустилась по лестнице. Увидела на улице подружек, поиграла с ними в мяч. Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошёл дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень. Загремел гром, девочка Оля испугалась и убежала домой. Но скоро дождь кончился, выглянуло солнце, дети обрадовались и выбежали на улицу.
«Индеец» Ход игры.
Ведущий (вождь) отстукивает ритм (посылает указ) детям (своим индейцам), дети повторяют (индейцы отвечают своему вождю). Можно выбрать вождем ребёнка. Указ можно давать по кругу или выборочно каждому учащемуся.
«Вправо, влево» Ход игры.
Дети слушают музыку. На 1 часть музыки каждый по очереди подаёт руку стоящему справа, поворачивая голову. Каждый выполняет это движение на начало такта. Также поочерёдно каждый подаёт свою левую руку учащегося. Стоящему слева.
На 2 часть музыки дети движутся по кругу вправо—галопом, в конце музыкальной фразы — подскок. Влево движение повторяется.
«Услышь меня» Ход игры.
1.Ведущий задаёт ритм, дети должны повторить его.
2.Сидящий с краю учащейся повторяет заданный ритм, при этом добавляет один свой хлопок. Второй повторяет ритм, добавляя свой хлопок и т.д.
«Аист»
Ход игры.
Учащиеся под музыку движутся по кругу, выполняя заданные ведущим ритмичные движения руками или/и ногами, произнося текст:
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостит он где-то.
«Вопрос-ответ»
Ход игры.
Учащиеся становятся друг против друга. Один ребёнок задаёт ритмический рисунок-вопрос, другой отвечает движениями (шаги, притопы, хлопки, переступания и пр.), повторяя заданный ритмический рисунок.
«Ритм-загадка»
Ход игры.
Игра проходит без музыкального сопровождения.
Ведущий легкими хлопками задаёт ритмический рисунок в музыкальном размере 2/4,3/4, 4/4.