kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры для младших школьников с нарушениями в развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке представлены игры для младших школьников с разными видами нарушений 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры для младших школьников с нарушениями в развитии»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









Игры для младших школьников

с нарушениями в развитии







Выполнила

студентка Ш-31 группы

Шорохова Анастасия











Ейск, 2019 г.



















Игры для младших школьников с сенсорными нарушениями



















3



«Срисовывание по клеточкам»

Цель: развивать зрительное восприятие младших школьников.

Задание: посмотри внимательно на рисунок, на нём изображена фигура, состоящая из линий, нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал.

«Составь узор»

Цель: формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.

Задание: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры учитель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание сопровождается стихотворениями:

Ромашки

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки…

4

5

Сколько на лугу их, сколько у речки!

Зацвели ромашки – наступило лето.

Из ромашек белых вяжутся букеты.

«Собери фигуры»

Цель: развивать умение группировать предметы по форме, выделение части из целого, составление целого из части

Задание: Учащимся предлагаются различные сочетания из цветных полосок в виде несложных знакомых предметов: стол, стул, елочка и др.

Устанавливается, на что похожа данная фигура, из каких полосок, какого размера и цвета она составлена. После этого фигурка разбивается на полоски и затем опять восстанавливается по следам анализа.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Задание: Количество игроков может быть любым. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

«Земля» - играющие принимают положение: руки в стороны;

«Воздух» - играющие выполняют круговые движения руками назад;

«Вода» - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

«Цветные палочки»

Цель: развитие ловкости и ориентировки по цвету, навыков коллективных действий, фантазии и воображения.

Инвентарь: палочки - фломастеры с разнообразной гаммой цветов без стержней.

Задание: Играющие стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 метров. Перед ними на площадке разбросано большое количество палочек. По команде водящего дети собирают палочки синего (зеленого, красного и др. цвета) и снова выстраиваются в шеренгу. Побеждает та шеренга, у которой больше собрано палочек и нет ошибок в выборе заданного цвета.

6

«Собери фрукты»

Цель: учить решать двухфазовые задачи, соблюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку; называть фрукты, подбирая соответствующую табличку, сопряжённо проговаривать названия фруктов; понимать слово с обобщающим значением ''Фрукты''

Оборудование: Корзинка, муляжи фруктов: яблоко, груша, апельсин, лимон, слива, банан, палка, стул, таблички с названиями фруктов, игрушка-ёж.

Задание: К детям приходит ёж и приносит корзинку с фруктами. После приветствия, ёж подаёт педагогу корзинку, и она как бы ''случайно'' падает на пол. Все фрукты из корзинки рассыпаются под шкаф. Педагог предлагает детям собрать фрукты. Чтобы достать фрукты, дети должны снять со шкафа палки, используя для этого стул. Педагог следит за тем, чтобы малыши не забыли о конечном результате и достали фрукты палкой.

Когда все фрукты собраны, детям предлагают назвать их.


7









Игры для младших школьников с интеллектуальными нарушениями








8

9


«Найди свою пар»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.

Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

«Скажи слово с нужным звуком»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.

Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». После небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребёнок должен назвать слово с звуком «а». («Шапка»), и бросить мяч другому и т.д., затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.

«Фонарики»

Предназначена для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

10

11

Ход игры: Детям раздаются фонарики разного цвета и размера. Дети их рассматривают. После этого дети под звук бубна или музыку шагают с фонариками по группе. По сигналу дети с фонариками такого цвета, как у воспитателя, подходят к нему. Меняя фонарики, педагог собирает вокруг себя разные группы детей.

«Дерево, лист, плод»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у учащихся умений сравнивать объекты и предметы.

Материал: Коробка с двумя отделениями; карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма); карточки с изображением листьев этих деревьев; мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход игры: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

«Угадай по описанию»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: формирование у учащихся умений сравнивать объекты и предметы.

Ход игры: Педагог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Найди лишнюю картинку»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости; средней степенью отсталости.

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.


12








Игры для младших школьников

с нарушением речи











13


«Хлоп-топ»

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. Профилактика акустической дисграфии, дисграфии на почве несформированного анализа и синтеза слов.

Игра имеет несколько вариантов.

1. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (закачивающееся) на определенный звук.

2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г] и другими парными согласными.

3. Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог па, и подпрыгнуть и мягко приземлиться, если он услышит слог ба и с другими слогами.

«Отгадайте, кого я называю?»

14

15

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход: Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает З раза, учащиеся считают, затем встают (Се-ре-жа, Ма-ри-на).

«Найди слова в слове»

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры: на доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

«Математическая грамматика»

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры: Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: с + том - м + лиса - са + иа - ? (столица).

«Большой - маленький»

Цель: развитие лексико-грамматических категорий, профилактика аграмматической дисграфии. Развитие внимания.

Ход игры: Игра с мячом. Ведущий называет слово из различных категорий (овощи, фрукты, животные, цветы и др.) и бросает мяч. Ребенок должен назвать ласково, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. Например: банан – бананчик, собака – собачка.

«Исправь ошибки»

Цель: развитие внимания, мышления, развитие языкового анализа и синтеза, профилактика дисграфии.

16

Ход игры: Мальчик стеклом разбил мяч. Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке сено. Теленок ведет девочку на веревочке. После лета пришла долгожданная весна. Весной луга затопили речку.








Игры для младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата








17


«Выбей чурку»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Инвентарь: две чурки, две палки, мел.

Ход игры: На расстоянии 2 метров проводят две параллельные черты. Внутри образовавшегося коридора, ближе к одной и другой черте, кладут по чурке. Вокруг каждой из них очерчивают круг. Двое детей стоят каждый за чертой коридора лицом друг к другу, в руках у них палки. Им нужно постараться выбить чурку из круга противника и не позволить выбить свою. Выигрывает тот, кому это удалось.

«В кругу»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.

Инвентарь: мячи.

18

19

Ход игры: Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» —- подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.

«Подхвати палку»

Цель: развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, меткости, ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Играющие делятся на команды по 8-10 человек. Игроки каждой команды становятся в круги рассчитываются по порядку номеров. В центр становится водящий с гимнастической палкой. Он ставит палку вертикально и, отпуская ее, называет номер любого игрока. Игрок, номер которого назван, должен быстро подбежать к палке и подхватить ее. Если это не получилось, он становится водящим, а тот занимает его место. Если игроку удалось подхватить палку, прежде чем она упала на пол, он возвращается на свое место, а водящий называет номер другого игрока и т.д. (палку нужно ставить вертикально и не отталкивать от себя, когда называют номер игрока).

«Вызов номеров»

Цель: развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп.

Ход игры: Учащиеся выстраиваются на катке перед линией старта в две колонны рассчитываются по порядку номеров. Руководитель называет любой номер. Игроки под этими номерами бегут до финишной черты, возвращаются и становятся в конце колоны. Игрок, прибежавший первым, приносит команде очко. Затем все повторяется. Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество очков.

«Сбить кеглю»

Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, тренировка навыков естественных движений.

Инвентарь: кегли, маленькие мячи.

20

Ход игры: Дети стоят или сидят в один ряд. Впереди, на расстоянии 1,5—2 метров, установлены кегли. Играющие поочередно, прокатив мяч по полу (земле), стараются сбить цель — попасть в кеглю. После удачного попадания в цель кеглю переставляют на один шаг дальше, и игра продолжается. Выигрывает тот, у кого кегля окажется дальше.

«Найди предмет»

Цель: воспитание у детей терпения, выдержки; развитие внимательности.

Ход игры: Учащиеся становятся лицом к стене. Руководитель кладет на видное место какой-то предмет (ключ, карандаш, мел, свисток и т.п.). По команде "Можно искать!" играющие начинают искать предмет. Тот, кто заметит его, подходит к учителю и тихо говорит ему об этом, и так до тех пор, пока каждый не найдет предмет. Игрок, который нашел предмет последним, проигрывает. Тот, кто нашел его первым, считается самым внимательным. Он имеет право быть руководителем в игре.





21







Игры для младших школьников с комплексными дефектами развития












22


«Солнышко»

Цель: развитие координации движений, внимания.

Ход игры: Дети становятся вокруг обруча, держатся за него. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение несколько раз. Детям необходимо поднять обруч вверх, опустить вниз под стихи, которые читает учитель.

Утром солнышко встает-

Светом озаряет.

Вечером оно заходит-

Ночка наступает.

Если дети не могут самостоятельно удерживать равновесие с помощью обруча, осуществляется педагогическое сопровождение.

«Посуда»

Цель: развитие координации движений, внимания.

Ход игры: Дети выходят на ковер. Логопед читает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

23

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник. (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули- «носик»)

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные бедняжки. (Присели, одну руку поставили на пояс)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни- разобьются. (Рисуют в воздухе круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке. (Потянулись, сомкнули руки над головой)

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес. (Легли, вытянулись)

«Попади в мишень»

Цель: развитие слуховой памяти и меткости.

Инвентарь: мишень, издающая при попадании характерный звук, корзина с мячами.

24

Ход игры: Дети выстраиваются в колонну. На линии старта стоит корзина с мячами небольшого размера. Перед броском каждого игрока водящий издает кратковременные звуковые сигналы мишенью (или постукиванием рядом с ней). Затем ребенок бросает мяч в цель по памяти. При попадании в цель раздастся звук, а ребенок получает один балл. Если бросок был неудачным, следует подвести ребенка к самой мишени и дать потрогать ее. После этого право броска переходит к следующему игроку. Побеждает тот, кто быстрее всех наберет 5 баллов.

«Горячий мяч»

Цель: развитие внимания, быстроты, двигательной реакции и ловкости рук.

Инвентарь: озвученный мяч.

Ход игры: Дети встают в круг на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. Озвученный мяч находится в руках одною из игроков. Но кочки! к- вступим о мяч с максимальной скоростью передается из рук в руки.

«Удочка»

Цель: развитие слуха, ловкости, быстроты реакции.

25

Инвентарь: веревка, на конце которой прикреплен мешочек с песком, металлическая цепочка или озвученный мяч среднего размера «удочка».

Ход игры: Все играющие «рыбы» выстраиваются в круг, ведущий - «рыбак» становится в центре круга с веревкой в руках. Он крутит веревку так. чтобы мешочек проходил под ногами стоящих в кругу; играющие, стараясь не задеть «удочку», подпрыгивают, когда она приближается к их ногам, ориентируясь на звук. Задевшие «удочку» получают штрафное очко. Выигрывают тс игроки, которые не «попадутся на удочку».

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Инвентарь: 30—40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники).

Ход игры: По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.








Игры для младших школьников с искаженным развитием










26

27


Искаженное развитие — это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.

«Съедобное – несъедобное»

Оборудование: мяч.

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

«Нос, пол, потолок»

Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.

«Лови - не лови»

28

29


Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.

Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите: «Лови», несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.

«Послушай и сделай как я»

Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите детям повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть дети воспроизведут в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - дети простукивают ритм, а вы повторяете.

Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.

«Зайчики, медведи, галки»

Договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» дети будут прыгать как зайчики, по команде «Медведи» - косолапить как медведи, по команде «Галки» - махать руками. Постепенно задания можно усложнять, добавляя новых животных: «Раки» - надо пятиться назад. «Лошади» - скакать как на лошадке.

«Найди повтор»

Договоритесь с детьми, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите детей хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть они вам скажут, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Дети должны хлопнуть в ладоши на втором слове «слон».



2

30


Содержание

  1. Игры для младших школьников с сенсорными нарушениями …………………………………………. 3

  2. Игры для младших школьников с интеллектуальными нарушениями …………………………………………. 8

  3. Игры для младших школьников с нарушением речи 13

  4. Игры для младших школьников с нарушение опорно– двигательного аппарата …………………………… ..17

  5. Игры для младших школьников с комплексными дефектами развития ……………………………….... 22

  6. Игры для младших школьников с искаженным развитием ……………………………………………. 27


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игры для младших школьников с нарушениями в развитии

Автор: Шорохова Анастасия Константиновна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(151) "zdorov-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452775"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Тема самообразования: «Формирование творческой личности школьников младшего возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "tiema_samoobrazovaniia_formirovaniie_tvorchieskoi_lichnosti_shkol_nikov_mladshie"
    ["file_id"] => string(6) "387981"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486298084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ""Арт-фантазия", как способ психо-эмоциональной коррекции младших школьников"
    ["seo_title"] => string(77) "art_fantaziia_kak_sposob_psikho_emotsionalnoi_korrektsii_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "553261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1592112538"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Подвижные игры как один из способов развития тактического мышления школьников младшего возраста "
    ["seo_title"] => string(109) "podvizhnyie-ighry-kak-odin-iz-sposobov-razvitiia-taktichieskogho-myshlieniia-shkol-nikov-mladshiegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244652"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445968309"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства