Просмотр содержимого документа
«Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников.»
«Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности»
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию —становится одной из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого, в дальнейшем, будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и возможность реализовать свой внутренний потенциал в будущей профессии.
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению исследуется на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.
Познавательный интерес — образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Интеллектуальная деятельность, протекающая под влиянием познавательного интереса, предполагает использование методов активного поиска;· выдвижение гипотез и предположений;· готовность к различным вариантам решения поставленных задач; апробация выдвинутых решений.
Познавательный интерес, как правило, сопровождается положительными эмоциями. В научной литературе к ним относят:
эмоции удивления;
чувство ожидания нового;
чувство интеллектуальной радости;
чувство успеха от достигнутого результата.
Велика роль познавательного интереса и в развитии волевых процессов.
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
инициатива поиска;
самостоятельность добывания знаний;
- умение аргументировать и доказывать собственную позицию.
На важность формирования интереса к учению указывали в своих работах (Макаренко А.С., Ушинский К. Д., Коменский А.Я.). В большинстве современных исследований Щукиной Г.И., Кулюткина Ю. Н., Марковой О.К, Дейкиной А.Ю. подчеркивается важность осуществления целенаправленного педагогического руководства развитием познавательных интересов детей, изучению условий, способствующих этому развитию ,как на уроках, так и в процессе внеурочной деятельности.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования трактует внеурочную деятельность как «деятельностную организацию на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемую участниками образовательного процесса, отличную от урочной системы обучения». Это деятельность, организуемая для удовлетворения потребностей учащихся начальной школы в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. К ней относятся такие формы организации как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Таким образом, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, помогает ребенку в освоении новых видов деятельности, развивает учебную мотивацию.
Особенности организации внеурочной деятельности в процессе формирования познавательных интересов раскрываются в работах И.А. Игошева, П.Н. Манаева, Якимова М.С.
В большинстве из них, главное внимание обращается на важность использования разнообразных средств и методов, способствующих развитию познавательной активности младших школьников. Их выбор зависит от содержания деятельности, ее направленности, учета особенностей данного возраста.
По нашему мнению, одним из эффективных средств развития познавательных интересов младших школьников является игровая деятельность.
Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Селевко)
Игровая деятельность в период младшего школьного возраста, наряду с учебной, по-прежнему, является приоритетной для ребенка. Ценность игр в том, что они дают ребенку возможность осуществлять самостоятельный свободный выбор с учетом личных интересов и склонностей .
Игровая деятельность охватывает определенную часть учебного процесса и объединена с ним общим содержанием. В нее включаются игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам; игры, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от вымышленных, игры, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, развивает эмоционально-мотивационную сферу, формирует стойкий интерес к познанию. Познавательный интерес развивается и укрепляется, в силу того, что ребенок испытывает положительные эмоции от процесса учения.
Специфика и значение игр в том, что они не только пробуждают интерес к познанию, но и поддерживают направленность познавательной деятельности, придают значимость и осмысленность совершаемым действиям. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой разнообразные задачи и решает их. Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями.
Использование игровой деятельности, разработка игр, игровых элементов и упражнений и их регулярное применение – одна из основных задач учителя начальных классов.
Анализ проблемы внедрения игровой деятельности в учебно-воспитательный процесс, представленный в методической литературе, позволяет сделать вывод, что в практике работы современной начальной школы используется достаточное количество разнообразных игр. Учителями высоко оценивается роль игры как средства развития познавательного интереса детей. Формировать познавательную активность позволяют дидактические, сюжетные игры. В практической работе используются также игры-соревнования, игры-путешествия, викторины. Часто в результате игровых занятий у учащихся, в том числе слабоуспевающих учеников начинает проявляться интерес, мотивация к обучению. Например, викторина по теме «Путешествие в мир сказок» развивает у учащихся интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. Игра-путешествие «Тайны древнего ларца» развивает у детей коммуникативные, они учатся договариваться, уступать друг другу, слушать и принимать мнение других детей. Для многих учащихся сложно отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу, изобретательность. Формированию данных качеств помогут народные игры.
Важными условиями повышения эффективности проводимой работы являются: создание предметно-развивающей среды, обязательное проведение диагностики, направленной на выявление результативности работы, учет индивидуального характера направленности интересов ребенка.
Таким образом, можно утверждать, что введение в процесс обучения игровой деятельности способствует развитию познавательного интереса, повышению мотивации к процессу обучения, формированию коммуникативных умений младших школьников. Помимо этого, игры формируют у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, слушать товарищей по команде, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения. важную роль в организации и осуществлении игровой деятельности играет учитель.
Список литературы.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 2004.- 176 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2007. - 256 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности. Историческая и социально-образовательная мысль. 2012;(4):122-124.