«Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе»
«Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе»
? ?1.Почему я выбрала игровую технологию для младших школьников. 2.Классификация педагогических игр. 3.Проектирование учебных занятий в режиме СОТ (современные образовательные технологии). а) формы занятий б)используемые методы проведения занятий ( на примерах уроков в начальной школе) 4.Примеры упражнений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе»»
«Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе»
Автор: Ибрагимова Альфира Наиловна
Учитель начальных классов
Февраль, 2016 год
Содержание
1. Почему я выбрала игровую технологию для младших школьников .
2.Классификация педагогических игр.
3.Проектирование учебных занятий в режиме СОТ (современные образовательные технологии):
а) формы организации занятий;
б) используемые методы проведения занятий (на примерах уроков в начальной школе).
4.Список литературы.
5. Приложение (примеры упражнений)
Почему я выбрала игровую технологию для младших школьников
У Вильяма Шекспира есть такие слова: «Вся наша жизнь – игра!». Мы можем перефразировать, что для ребёнка игра это ЖИЗНЬ.
А В.А.Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Когда ребёнок лет 6-7 приходит в школу, то начинается его целенаправленное обучение, учёба становится для него ведущей деятельностью. И уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного развития ребёнка.
И когда ребёнок приходит в школу он продолжает играть. А мы учителя для создания комфортных условий ученика в школе, повышения мотивации к учёбе должны разговаривать с детьми на их языке. Поэтому мы, обучаем детей используя, игровые технологии.
При организации и проведении игр я придерживаюсь следующих требований:
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, материал посилен для всех учащихся.
Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и использованию.
Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.
Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю учебную деятельность подчинить правилам игры: ввести элемент соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи, использовать учебный материал в качестве средства игры.
Игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
-успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
-развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
-сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.
Педагогические игры можно классифицировать по нескольким принципам:
— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса ( обучающие, тренировочные, контролирующие, развивающие, обучающие);
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).
Педагогические игры выполняют важнейшие функции в обучении. Некоторые из них:
1.РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
Основная задача игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, а для учителя сделать урок интересным и продуктивным.
Инструментом включения в игру могут служить наглядные пособия, музыкальное оформление урока.
2.КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
Создавая в игре коллектив, мы учим детей общению, взаимоуступкам. Для достижения этих целей используются групповые задания, работа в парах.
На уроках русского языка (деление текста на части).
Так же учащимся на уроках можно предложить поиграть во взрослую жизнь, например «Стань учителем»: оцени своего товарища, корректно сделай замечание.(А для того чтобы оценить нужно самому знать правила, уметь находить ошибки . Поэтому дети внимательно слушают учителя)
3.ФУНКЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Каждый ребёнок должен быть самодостаточным, уметь высказывать своё мнение, даже если оно не совпадает с мнением учителя, автора произведения.
Здесь игровые технологии переплетаются с проектной деятельностью. Можно предложить детям написать письмо какому либо герою или автору, дописать произведение. Дети играют в критиков, становятся советчиками, пытаются решить затруднения героя, тем самым проверяют свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаются и самоутверждаются.
Хочу отметить положительные и отрицательные моменты которые я увидела, используя игровые технологии:
Положительные стороны:
• Игровая технология соответствует психофизическому развитию учащихся начальной школы.
• Решает психологические проблемы во взаимоотношениях: ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа, ученик-учитель, учитель-группа.
• Использование исключительно игровых технологий не даёт желаемых результатов, отсюда необходимость комплексного применения современных педагогических технологий.
• Игровые технологии требуют особого образовательного пространства.
• Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение, и дети могут увлечься игрой, и потеряется образовательное содержание. Применение игровых технологий требует очень тщательной подготовки к уроку, что бы учителю не заиграться самому.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, я воздействую на все стороны развития личности ребёнка, на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом. Игра помогает мне делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к обучению.
Проектирование учебных занятий в режиме СОТ.
Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений.
Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.,
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к) игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.
В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.
Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Далее представлены лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.
1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком- нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи вместо дождя стал падать изюм;
люди придумали таблетку от сна?
4. На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»
- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?
- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц / На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»/. Почему? Объясните свой ответ.
- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?
- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?
- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?
Таким образом, практически на всех уроках я использую игровые технологии.
Список литературы
1.Начальная школа № 2/06, с. 45.
2«Педагогический поиск» М. « Педагогика». 1988ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5
4. Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114
5.Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89
Приложение
(Для урока по русскому языку)
№1.
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
I
рыбка
вьюга
чулок
II
подъезд
склад
ворона
дубки
варенье
чучело
съемка
град
ворота
гриб
ручьи
чум
подъем
клад
воробей
№2
Игра « Приглашение »
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.
Ход: Учитель раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили.
огород
парк
море
школа
столовая
зоопарк
гря-ки
доро-ки
пло-цы
кни-ки
хле-цы
кле-ка
кали-ка
бере-ки
фла-ки
обло-ки
пиро-ки
марты-ка
реди-ка
ду-ки
ло-ки
тетра-ка
сли-ки
тра-ка
морко-ка
ли-ки
остро-ки
промока-ка
голу-цы
реше-ка
Задания:
Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
Составить предложения, используя данные слова.
№3
Найди «лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК
РОМАШКА
РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ
МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?
№4
Дидактическая игра: Одним словом. Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.
1. Шестьдесят минут-…(час). 2. Густой частый лес- …(чаща). 3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 5. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Приложение №6 Дидактическая игра: Все наоборот. Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.
№5. Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.