Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.
Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Практически все задания имеют творческий характер и варьируемый уровень сложности. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Начать урок можно с отгадывания кроссворда, при изложении нового материала включить "кусочек" культурологической игры, а для закрепления подойдут тест, викторина, ребус. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.
Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.
Использование игровых элементов в традиционном зачете
Зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения. Цель зачета - систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом блоке материалов. Эта форма может быть использована для контроля знаний учащихся. Она дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки учебного труда. Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им - свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.
Зачеты могут быть нескольких видов: 1) зачет комплексной проверки знаний; 2) зачет по проверке одной темы или одного вида деятельности учащихся.
Зачеты могут проходить как в строго академическом стиле, так и с элементами игры. Строгий академический стиль предполагает деятельность по принципу "учитель слушает - ученик отвечает", но есть опасность - не хватит времени. За урок учитель может выслушать не более 5-6 учеников, а остальные? Всегда предлагают вариант - после уроков. Но это трата свободного времени и учителя, и ученика. Я использую такой вид академического зачета, но с элементом игры. Привлекаю к проведению зачета сильных учащихся - экзаменаторов", и, таким образом, учитель выполняет лишь контролирующие функции. Положительных моментов здесь несколько: 1) успевают ответить все учащиеся за урок, 2) неуверенным в своих силах ученикам сдавать зачет своим одноклассникам легче, чем учителю, 3) подготовка учеников, принимающих зачет, воспитывает чувство ответсвенночти за учебный процесс.
Зачет можно провести и в игровой форме. Например, в форме КВН, с элементов соревнования. Или зачет - сочинение типа: "Отчет ученого о раскопках гробницы Тутанхамона", зачет - путешествие "Прогулка по левому берегу Нила", зачет- экскурсия "В египетском храме". Основа для игрового зачета та же - самостоятельная работа учащихся и заранее предложенные вопросы, добавим к этому элементу творчество учителя, и результат будет высоким. (См. приложения)
Способы создания игровых ситуаций на семинаре
Семинар - одна из активных форм контроля знаний. Позволяет, опираясь на имеющиеся у учащегося знания, расширить их и углубить, формирует умение доказывать, убеждать, отстаивать свое мнение. В ходе семинарского занятия происходит обобщение имеющихся у школьников знаний и закрепление их. Семинарские занятия всегда предполагают вступительное слово заключение учителя, коллективное обсуждение. Учащимся предлагается перечень вопросов заранее, они осуществляют подготовку к нему так же, как и при зачете. Непременное требование к семинару - активное участие каждого ученика. Чтобы этого добиться, необходимо вызвать интерес, а сделать это можно при помощи игрового момента. Например, ввести элемент соревнования. Перед началом соревнования - семинара объявить учащимся: каждый ответ будет оцениваться баллами, кто наберет наибольшее количество баллов, получит приз. (См. приложение 1, 2)
Эмоционально-образный характер реферата
Л.Н.Толстой отмечал, что знания только когда становятся знаниями, когда приобретены усилиями мысли, а не памяти. Мыслительный процесс происходит у учащихся тогда, когда они занимаются написанием реферата. Реферат - высшая форма письменной работы, сочетающая в себе план и конспект - это самостоятельный труд ученика, свидетельствующий о знании литературы по конкретной теме, о собственном мнении ученика на излагаемую проблему, об умении анализа и обобщения материала, умении правильно оформить работу. Реферат - первый опыт научной работы учащихся. Он может быть посвящен узкой теме или оформляться как зачетная работа по всему курсу МХК на усмотрение учителя. Игровой момент присутствует в 2-х аспектах: 1) обстановка "защиты" реферата, 2) форма изложения содержания реферата, в которой проявляется эмоционально- образный его характер. Например, реферат, написанный от лица иноземного гостя в Египте о его культурных достижениях, или письмо - послание фараона родственникам о его планах постройки пирамиды.
"Живая газета"
Эта форма используется как игровой момент на уроке, но с заранее подготовленными заданиями - сообщениями по типу "одной строкой". Учащиеся находят интересные факты по изучаемой теме, используя дополнительную литературу, но с условием, чтобы факты не повторялись. Самый любопытный и малоизвестный факт всеми оценивается, а автор получает награду. Такая форма способствует развитию навыков самостоятельной работы, активизирует изучение учащимися предмета, повышает к нему интерес. (См. приложение 3)
"Аукцион"
Одна из форм обобщающего повторения. Его можно использовать как повторение одной темы, но лучше, если повторяется насколько тем. Перед началом аукциона участники должны ознакомиться с правилами его проведения:
Право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив сумму фишек в ходе открытых торгов.
Стартовая цена каждого лота (право на ответ) равна 100 фишек, торговый шаг - 100 фишек.
Участник, называя свою цену, должен поднять и показать аукционисту свой номер.
За правильный ответ на вопрос, который был приобретен, участник получает вознаграждение.
Участник, ответивший неправильно на вопрос, платит штраф, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура.
По окончании аукциона все участники определяют сумму наличных фишек, возвращают кредит, по оставшейся на руках сумме определяется победитель.
Эта форма проверки знаний хороша тем, что она позволяет не только закрепить знания, но и стимулирует познавательную деятельность учащихся, активизирует интерес к предмету. (См. приложение 4)
Тест
Задания - тесты широко используются для контроля знаний учащихся. Тесты, по мнению В.П.Беспалько, можно разделить на тесты опознания и различения. Это позволит диагностировать цели обучения, уровень усвоения знаний и степень осознанности знаний. Кроме этого, тесты способствуют и усвоению новой информации, формируют интеллектуальные умения и систематизируют знания. Тесты упрощают проверку знаний и облегчают работу учителя. Но следует опасаться чрезмерного упрощения и схематизации изучаемого материала. Чтобы не допустить этого, необходимо знать меру: когда и в каких количествах уместно использовать тесты. Можно выделить следующие виды тестов, исходя из критериев проверки знаний учащихся:
1. Тесты воспроизведения информации самые простые. Их можно использовать для повторения и обобщения, в ходе текущей проверки. Эти тесты требуют односложного ответа "да" или "нет". Например, можно ли назвать достижения в материальной и духовной жизни человека? Такие задания уместны для слабых учащихся, они сориентированы на узнавание материала и легко ими выполняются.
2. Тесты самостоятельного анализа более сложные задания. Для из выполнения требуются навыки логического мышления и умения анализировать и делать выводы по предложенным вопросам. Например, египетские пирамиды считают: а) одним из 7 чудес света, б) символов египетской культуры, в) гробницей и мерой могущества фараонов, г) надгробным памятником.
Какие из этих суждений кажутся вам наиболее верными? Какие дополняют друг друга?
3.Тесты оценочного характера предполагают демонстрацию интеллектуальных возможностей и умений учащихся, их оценочные способности. Например, что изменилось в храмовом строительстве и архитектурном стиле Египта в эпоху Среднего царства: а) создавались монументальные и торжественные сооружения, б) пирамиды уступили место скальным гробницам, в) храмы строились в скалах и имели пирамидальную форму, г) строились храмы сложной планировки с обелисками, мощными пилонами и колонным залом.
4. Тесты сравнительного характера направлены на оценку умения сравнивать факты, события и явления учащимися, на развитие внимательности и логического рассуждения. Например, какие их характеристик можно отнести к понятию "культура", а какие - к термину "цивилизация": а) образование, б) развитие, в) духовность, г) гражданственность, д) нравственность, е) государственный, ж) материальный, з) общественный.
5. Тесты обучающего характера могут иметь дополнительную информацию, которая не упоминалась на уроках и не отражена в школьной программе, но имеет значение для формирования знаний по курсу МХК, расширяя, таким образом, учебный материал. Такие тесты способствуют самостоятельному поиску знаний. Например, - Его считали владыкой загробного мира, богом умирающей и воскрешающей природы, богом злаком и плодородия, судьей умерших. О ком идет речь? а) Ра, б) Тот, в) Амон, г) Осирис.
- Какие из перечисленных характеристик относятся к египетскому храму: а) монументальность б) строгость и аскетичность, в) обилие массивных колонн, г) величественность, д) доступность для всех граждан, е) божественный дом.
6. Тесты сопоставляющего характера формируют критическое мышление, собственное мнение, самостоятельность поиска знаний, умение анализа. Эти тесты рассчитаны на высокий интеллектуальный уровень учащихся, на точные знания материала. Например, "Обошел ты дальние страны. Сердце заставляло тебя бежать из одной страны в другую многие годы прожил ты в стране бедуинов, но мы помним тебя таким, каким ты был. Что это за литературное произведение? К какому периоду истории Египта оно относится? а) к периоду правления фараона Эхнатона; б) ко времени Сенусерта I, в) к эпохе Тутанхамона. Сопоставление может быть и в форме разных точек зрения.
7. Тесты обобщения рассчитаны на умение учащихся делать выводы и обобщать изученный материал. Они направлены на расширение кругозора учащихся, на выявление умения систематизировать учебный материал. Например, культуру рассматривают в двух основных формах. К приведенным характеристикам допишите названия этих форм. а) искусство - б) памятники архитектуры - в) литература - г) религия -
Тесты целесообразно использовать и для самопроверки учащихся. Особенно удачно их использовать для проверки знаний слабых учащихся. На основании этого можно сказать еще и о разноуровневых возможностях тестов. Тест позволяет ученику обдумать ответ не торопясь. Т.к. тест предполагает выбор ответа, то это способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Это так же будет вариантом проверки. Учащиеся, прорабатывая материал, приобретают навыки: по составлению вопросов, плана, умению кратко и точно формулировать ответ. Тесты можно использовать для проверки качества знаний на любом этапе урока: и в ходе изучения нового материала, и для закрепления знаний, и для проверки уже усвоенных знаний. (См. приложение 5).
Кроссворд
"Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует их. Дидактические игры, к которым относится и кроссворд, предполагают определенную заранее цель. Эти игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Кроссворд расширяет кругозор учащихся, развивает познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Для повторения и проверки знаний, учащихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения.
Среди кроссвордов можно выделить такие разновидности как: 1) кроссворд - загадка, 2) чайнворд или лабиринт, 3) кроссворд - "лесенка", 4) кроссворд - пирамида, 5) кроссворд - "спрятанное название" или головоломка, 6) кроссворд - "уголок".
1. Кроссворд - загадка "соединенные слова". Для их решения необходимо определить, какие два слова "спрятались" в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго. ( Кулагиной Г. 100 игр по истории) Например,
а) достижения людей в материальной и духовной жизни (культура), б) великий герой Индии, принц, победивший ракмаса Равану (Рама).
2. Чайнворд или "лабиринт" Основное правило при его заполнении - последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова
В переводе с латинского, обрабатывание возделывание (культура)
Священное египетское животное (Апис)
Город, где находились усыпальницы священных быков (Саккара)
Покровитель умерших (Анубис)
Исполинская статуя с головой царя и туловищем льва, охраняющая пирамиды (сфинкс)
Гробы фараонов, повторяющие форму человеческого тела (саркофаг)
Место, где находятся три крупнейших пирамиды Египта (Гиза)
Царь богов в эпоху Нового царства в Древнем Египте (Амон)
Сестра Исиды (Нефтида)
3. Кроссворд - "лесенка" Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково. Например,
Бог солнца в Египте (Ра)
Краска для ногтей, волос, ладоней в Египте (хна)
Место, где построена пирамида Хеопса (Гиза)
Богиня магии и волшебства (Исида)
Континент, где расположен Египет (Африка)
Первые прямоугольные гробницы фараонов (мастаба)
Место захоронения фараонов, охраняемое сфинксом (пирамида)
4. Кроссворд - пирамида. Разгадав все слова, дойдя до вершины, узнаете имя бога воскресающей и умирающей природы.
Он назван в честь македонского царя и полководца, дата его рождения - 331 г. до н. э. место рождения - Средиземноморское побережье. Что это? (Александрия)
Имя фараона из династии эпохи древнего Египта, при котором появились "тексты пирамид". (Нефериркара)
Ее второе имя Нефернефруатон, ее муж - Эхнатон, возродил культ бога Солнца и построил для него не храм, а целый город - Ахетатон (Нефертити)
Материал для письма в Древнем Египте (папирус)
Их делали из глины, в них хранили вино, зерно (сосуд).
Бог мудрости в Египте (Тот).
5. Кроссворд "спрятанное название" или головоломка. Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.
Священный монумент в честь бога солнца (обелиск).
Знаки египетского письма (иероглиф).
Слева от него находится "страна мертвых" (Нил).
Место в храме, где проходили религиозные процессии (гипостиль).
Мастерская, где происходило бальзамирование (уабет).
Бог пустынь, бурь и непогод (Сет).
6. Кроссворд - "уголок".
По горизонтали:
Душа, остающаяся в теле и после смерти (Ка).
Бог мудрости (Тот).
Богиня справедливости и истины (Маат).
Погребальная одежда на мумии эпохи Нового Египта (саван).
Все приведенные виды кроссвордов можно выполнить самому учителю, ориентируясь на приведенные образцы. Составить свои варианты заданий, адресованные конкретному классу и по необходимой теме. (См. приложение 6).
Ребус
Один из игровых способов текущей проверки знаний. По сравнению с кроссвордом ребус более сложный вариант игры. Чтобы у учащихся не исчез интерес к игре, необходимо постепенно усложнять игровой материал. Ребус имеет несколько степеней сложности. При разгадывании и составлении ребусов необходимо знать несколько правил:
Названия предметов читаются только в именительном падеже,
Запятая в ребусе - это знак исключения буквы в зависимости от того, где он стоит,
Зачеркнутая буква означает, что ее надо исключить, иногда ее приравнивают к другой букве,
Если рисунок ребуса перевернуть "вверх ногами", то его надо прочитать на оборот,
Если возле рисунка ряд цифр, то буквы надо расставить в том порядке, как расставлены цифры,
Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, над другим, то нужно прибавить соответствующий предлог.
Ребус активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает внимание, логическое мышление, сообразительность. Используется на разных этапах урока. (См. приложение).
Проверочные карточки
Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить работу учителя, можно использовать проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности. С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Карточки позволяют экономить время на уроке и охватить опросом большое количество учащихся. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний проверочные карточки могут быть:
Репродуктивные, (воспроизводящие), т.е. от учащихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу,
Сравнительные - направленные на отработку навыков сравнения фактов, событий, объектов. Учащиеся развивают логическое мышление, проверяется качество знаний,
Логически-поисковые - эти задания позволяют дать анализ фактов, событий, понятий учебного материала, путем рассуждений и размышлений дать правильный ответ,
Обобщающие - предусматривают умение выявлять причинно-следственные связи между событиями, умение делать выводы, обобщения на основе фактического материала. Эти задания развивают логическое мышление, и повышает познавательную активность учащихся.
Учитель сам составляет необходимые ему карточки в зависимости от темы, целей и задач урока.
Культурологическая игра
Этот вид контроля знаний направлен на то, чтобы заинтересовать учащихся предметом, учебным процессом в целом. Он основывается на учете психологических особенностей учащихся. Позволяет на практике осуществить принцип преподавания М.Х.К.: "взволновав, заставить задуматься". Культурологическая игра позволяет проявить творчество, воздействует на эмоциональную сферу, через нее на память и закрепление и повторение материала состоялось. Такие виды повторения, конечно, не для частого использования, т.к. подготовка требует много времени и является событием для всего класса. (См. приложение 7).
Викторина
Для закрепления и повторения материала на уроке можно использовать такую игровую проверку знаний как викторина. Проверка носит соревновательный характер, поэтому интерес и внимание очень высокие. Такая форма контроля позволяет развивать речь учащихся, активизирует мыслительную деятельность и показывает качество усвоения учебного материала.
Викторины могут быть: 1. Хронологическая - ориентирована на знание дат, учащиеся проявляют знания конкретного материала, быстроту восприятия. Например, - "Известно ли Вам, когда …" -"Знаете ли Вы, когда впервые…" - "Как долго …" - "Известо ли Вам, когда была построена первая пирамида?" - "Знаете ли Вы, когда впервые были прочитаны египетские иероглифы?" - "Как долго не была найдена гробница Тутанхамона?"
2. Викторина характеристик посвящена деятелям культуры, истории. Учащиеся должны назвать имя человека, характеристика которого дана. Например, его цвет зеленый, его животное - бык, его символ - растение, его жена - богиня магии, кто это? (Осирис). Такие викторины могут начинаться со слов: - О ком идет речь? - Узнай героя - Знаешь ли ты их имена? - Кто совершал действия, заслуживающие осуждения?
3. Иллюстрированная викторина. Учащимся предлагаются иллюстрации архитектурных памятников, произведений живописи без соблюдения хронологического порядка, а они должны дать ответы на вопросы: 1) название памятника, 2) время и место сооружения, 3) его отличительные характеристики.
4. Викторина событий предлагает перечень характеристик событий, учащиеся должны узнать о каком событии идет речь. Этот вид викторин способствует лучшему усвоению учащимися материала по истории культуры, развивает память и мыслительную деятельность. Например,
- О каком событии идет речь? "У входа совершалась церемония "открытия уст", предмет оставляли внутри и замуровывали дверь" (ритуал погребения фараона)
- Кто, когда, в связи с чем мог это сказать? "Я не чинил зла людям, я не крал, я не убивал! Я чист, я чист, я чист!" (Суд Осисира).
5. Тематическая викторина посвящена определенной теме и подробно раскрывает ее, таким образом, создавая целостное восприятие материала. Например, тема "Пирамиды": - В какой стране строились пирамиды: - На каком берегу Нила и почему? - Какой фараон первым построил пирамиду? - Кто автор первой пирамиды? - Какая пирамида самая большая? - Какие бывают виды пирамид? - Почему пирамиды называют первым чудом света?
6. Викторина из литературных фрагментов. Она похожа на викторину событий. Учащиеся должны по литературному отрывку узнать событие. Например, "И мир пугая каменным величьем среди сухих известняковых груд стоит…его гробница - безымянный труд" (Д.Кедрин "Пирамида")
7. Викторина сравнений: "Сходство и различие". Учащиеся должны установить сходство и различие архитектурных памятников, литературных произведений, произведений живописи. Например, 1) пирамида - храм, 2) обелиск - стела Отрабатываются навыки сравнений, развивается речь.
Загадки
Небольшой игровой момент опроса, который можно использовать как вводный диалог к изучению нового материала. Он активизирует мыслительную деятельность, способствует поддержанию интереса к учебному процессу. Например, по нему ходили, его ели, на нем сидели, его носили, на нем писали, что это? (папирус).
Олимпиада
Наиболее глубокая форма знаний учащихся. Она позволяет контролировать знания учащихся не только по одной теме, но и по всему курсу. Эта форма позволяет учителю корректировать свою работу. Цель олимпиады - повысить интерес к предмету, выявить способных учащихся, обладающих стремлением к творчеству. В олимпиаде могут быть использованы все виды игровых знаний. Игровые знания являются активной формой проверки знаний учащихся. Они могут предварять новый материал, пробуждая у учащихся интерес к нему, закреплять и повторять пройденное. Каждый вид игрового задания определяется содержанием изучаемого материала. При этом необходимо обязательно выделить те знания, умения и навыки, которые требуется сформировать у учащихся. Место и роль задания в учебном процессе определяет учитель.