Просмотр содержимого документа
«Игровые упражнения по теме "Фонетика"»
Фонетика.
Цель проведения:
Углубить и закрепить знания учащихся по фонетике, развить их речевой слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение, а также закрепить орфографические навыки.
Монтаж
1-й ученик - Воздух рвет преграды…
2-й ученик – Шум получается…
3-й ученик – Голоса нет совсем…
4-й ученик – Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
Все ученики (хором) – Это согласный глухой.
Фонетическая викторина.
1 - В каких случаях жизни люди пользуются алфавитом?
2 – назвать слово, в котором один слог, четыре буквы, три звука; из двух имеющихся согласных один-твердый, парный, глухой, а другой- мягкий, непарный, звонкий (например, пень-конь и др).
3- какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья).
Назвать слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится звук (Ы), а пишется буква И. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессированных животных. (ЦИРК)
Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (ПИРОГИ - ПИРОГИ)
Фонетическая шарада.
Участники делятся на две команды. В каждой команде- 6 пар (12 человек) , соответствующих «парам» звонких и глухих согласных. Каждая команда получает карточки с парами букв:
1 команда2 команда
1 пара- б-п 1 пара- б-п
2 пара-д-т 2 пара-д-т
3 пара-г-к 3 пара-г-к
4 пара-з-с 4 пара-з-с
5 пара-ж-ш 5 пара-ж-ш
6 пара-в-ф 6 пара-в-ф
Участники игры должны назвать по три слова, в которых звучит глухой согласный звук, обозначаемый на письме звонкой согласной буквой, или же звонкий согласный звук, обозначаемый на письме глухой согласной буквой (например, друг, шаг, дуб, морковь, гриб, сельдь, ложка, шубка, книжка, подписать, отбить и др.).
Участники игры, подобравшие нужные слова, выходят с карточками и дают соответствующие устные объяснения.
Такие фонетические игры способствуют расширению языкового кругозора учащихся, воспитывает у них внимание к звукам и буквам, развивает речевой слух, а следовательно повышает их орфоэпическую культуру и орфографическую грамотность.