Презентация на тему: «Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах»
Презентация на тему: «Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах»
Cущественные проблемы в обучении письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья связаны с системным недоразвитием всех компонентов речи. Недостаточное восприятие и дифференциация фонем вследствие фонетико-фонематического недоразвития создают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Бедность и недостаточная дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предложений,отклонения от норм родного языка (нарушение согласования, управления), присущи данной категории учащихся, приводят к затруднениям, как в понимании обращенной речи, так и выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Особенности развития таких учащихся вызывают необходимость применения в обучении для коррекции нарушений письменной речи специальных приемов дидактических игр.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах» »
Наименование :МКОУ «Крыловская специальная (коррекционная) школа –интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIIIвида
Презентация на тему: «Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах»
Подготовила: учитель начальных классов Семёнова Ольга Юрьевна
Cущественные проблемы в обучении письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья связаны с системным недоразвитием всех компонентов речи. Недостаточное восприятие и дифференциация фонем вследствие фонетико-фонематического недоразвития создают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Бедность и недостаточная дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предложений ,отклонения от норм родного языка (нарушение согласования, управления), присущи данной категории учащихся, приводят к затруднениям, как в понимании обращенной речи, так и выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Особенности развития таких учащихся вызывают необходимость применения в обучении для коррекции нарушений письменной речи специальных приемов дидактических игр.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Задуманное слово»
Чтобы отгадать задуманное слово, надо выделить из каждого слова ( на слух или по картинке) второй, третий, четвертый и т.д. звук. Например, выделить второй звук в словах: окно, мост, уши, указка, палец,кошка…
В другом варианте игры слова для выделения звука предъявляют в порядке, нарушающим последовательность звуков в задуманном слове, «буквы в нем перепутались».
Например :палец, уши, окно, указка, мост, (ашкко=кошка)
Развитие фонематического слуха.
Игра «Заменяй-ка»
1 вариант
Составить самую длинную цепочку из слов. Чтобы получить новое слово, надо в предыдущем слове заменить только одну букву.
Например: зайка-майка, чайка-шайка-лайка.
2 вариант
Заменить в слове только одну букву, превратить «лук» в «сыр»: лук-луг-лог-рог-рок-кок-сок-сон-сор-сыр.
Развитие восприятия образа буквы.
Игра «Буквографика»
1 вариант
Детям предлагается «написать» в воздухе букву носиком, носком ноги: протоптать тропинку в виде какой-либо буквы; написать букву пальцем на песке, либо окунув его в воду.
2 вариант
На спине либо на ладони ребёнка пальцем проводиться контур буквы. Он должен отгадать букву. Контур буквы можно обозначить не сплошной линией, а точками. Игра сначала проводится индивидуально с каждым ребёнком, затем дети для игры разбиваются на пары.
Коррекция ошибок на уровне слога.
Игра «Отгадай-ка»
Один ребёнок выходит за дверь. Задача оставшихся в классе детей придумать как можно больше слов на заданный слог. Затем водящий приглашается в класс, ему предъявляются слова, а он должен отгадать задуманный слог.
Игра «Паутина»
В паутине «запутались» буквы, их можно спасти, составив из них как можно больше слов.
С
А
У
О
З
И
Ы
Коррекция ошибок на уровне слова.
Игра «Иностранные слова»
Детям предъявляются карточки «родога», «камош», «монли» и задание в стихотворной форме.
Даны слова вам странные,
Почти как иностранные
На них вы посмотрите
И переведите!(Дорога, мошка, лимон)
Игра «Пантомима»
Ребёнку шепотом произносят слово, обозначающее предмет. Он должен при помощи мимики и жестов изобразить его. Остальные дети угадывают его.
Игра «Слово рассыпалось»
Детям предлагается задание в стихотворной форме:
Слово рассыпалось, буквы смешались.
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья, помогите,
Буквы скорее на место верните!
1 вариант 2 вариант
Г Л
Н И П А Е
А К Н
(книга) (пенал)
Разгадай ребусы
Ребус- это изображение в котором спрятано какое-то слово. Правило по которым составляют ребусы и разгадывают: 1. Если к названию картинки представленной на рисунке, добавить написанные буквы, то получится новое слово. 2. Знак запятой в начале или конце картинки обозначает необходимость убрать букву слева или справа от названия изображения. 3. Если ребус составлен только из букв, то необходимо разобраться как они расположены и подобрать подходящий предлог.
Коррекция ошибок на уровне словосочетания.Игра «Найди ошибку»
Детям предъявляется запись, в которой нужно найти ошибку: красный брюки, весёлая гости, белый платье, верные товарищи.
Игра «Найди пару»
Детям предъявляются записанные в два столбика слова:
новый книги
новая дом
новое блузка
новые платье
Игра «Склеенное предложение»
Детям предъявляется карточка: «Пастушокпотушилкостёр». Им необходимо разрезать её так чтобы получились отдельные слова.
Описанные игровые упражнения весьма эффективны. Об этом говорят данные диагностики, свидетельствующие о сокращении количества специфических ошибок после проведения коррекционной работы использование этих упражнений способствует также развитию операций анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительного развития ребёнка и усвоении им учебного материала .