Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, распределение начальных действий и операций, коммуникацию, взаимопонимание, рефлексию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Групповые технологии в начальных классах»
Панченко М.Е. МБОУ «СОШ № 2» г. Усинска, Республика Коми
Групповые технологии в начальных классах
По В. К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
К групповым способам обучения можно отнести:
- классно – урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов и др.
И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:
1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5) Фронтально – коллективная деятельность при активном участии всех школьников.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
взаимное обогащение учащихся в группе;
организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно - познавательных процессов;
распределение начальных действий и операций;
коммуникацию;
взаимопонимание;
рефлексию.
Особенности организации групповой работы являются:
класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, вместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания.
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа.
- знакомство с материалом, планирование работы в группе;
- распределение заданий внутри группы;
- индивидуальное выполнение задания;
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
- подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
- сообщение о результатах работы в группах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
Литература:
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.
Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
Поливанова Н. И., Ревина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. – 1996. - №2.
Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников// Начальная школа. – 1997. - №12.
Романова Е. В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса// Начальная школа.- 2007. - №5
Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках// Начальная школа. – 2008. - № 1.
Гражданцева В. А. Педагогика сотрудничества как условие развитие личности// Начальная школа. – 2008. - № 6.