ГРУППОВАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ И ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА
Стрелухина Вера Михайловна,
учитель начальных классов
Научный коллектив под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова на протяжении нескольких десятилетий вели исследования возрастных возможностей младших школьников. С начала 90-х годов научные разработки были оформлены в принципиально новую образовательную систему - систему развивающего обучения – и вошли в массовую начальную школу. За последние 20 лет система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова обогатилась массовой педагогической практикой. Принятие в 2009 г. новых образовательных стандартов начального общего образования еще раз продемонстрировало, что именно научная психолого-педагогическая школа Л.С.Выготского и его последователей П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и других отечественных ученых составляет тот фундамент, на котором должно строиться современное начальное образование.
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.
В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу? Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
То есть цель здесь – не столько решать и решить, сколько создать (найти, построить, выделить) способ решения. Именно такое целеполагание делает осмысленным групповое взаимодействие: вместо индивидуальных ''решаний'' учащиеся начинают предлагать друг другу различные способы решения и обсуждать их.
А.Б. Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе:
1 - позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
2 - личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
3 - индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
4 - навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
5 - совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.
Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе (1 этап). Программа Г. Цукерман «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
В это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.
Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, делится своим успехом с одноклассником. Работа организуется в хорошо знакомой детям форме – игре, которая требует участия каждого члена группы. Важно, чтобы материал занятий не был связан с учебными предметами, а по окончании игры должно проводиться обсуждение, рефлексия. В эти дни вводятся специальные знаки («Я», Мы»), приветствие детьми учителя и друг друга, звуковые сигналы. На фронтальную работу в 1 классе может отводиться лишь 10% всего времени.
Второй шаг в обучении работе в группе - парная работа.
Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:
1) Работа ''хором'': учащиеся вместе выполняют задание, вместе чертят схему, вместе записывают формулу и т.д.
2) По операциям: 1-й ученик называет слово, 2-й ученик чертит схему, 1-й ученик соглашается или протестует.
3) Деление элементов материала: 1-й ученик называет первое слово и чертит схему, 2-й ученик называет второе слово и чертит вторую схему.
4) «Ученик-учитель»: 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.
Во время работы учитель помогает парам и фиксирует удачи и неудачи в организации, вынося их на общее обсуждение. Сначала учитель сам говорит парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.
Со второй четверти можно начать первые попытки дифференциации. По результатам диагностики выявляются группы читающих детей или ребят с хорошими навыками письма, счета. В своих группах они выступают в роли консультантов. То есть дети учатся выступать с разных позиций – они могут быть и лидерами, и консультантами.
Третий шаг в обучении работе в группе - групповая работа. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.
Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.
Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.
Общие правила организации групповой работы:
- жесткая регламентация времени на группообразование;
- нормирование будущей работы;
- четкость и внятность поставленной задачи;
- распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
- недопустима группа из одних только слабых учеников;
- детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать, но завтра вновь предложить.
- групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
- при оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.
Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия. Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфликты.
Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект. Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Психологи всего мира пришли к выводу, что, исключая прямое общение между детьми во время занятий (запрещая им переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным, несамостоятельным, зависимым от учителя, склонным во всем подражать педагогу и не искать собственной точки зрения. Разделяя детей, мы делаем их более податливыми нашему влиянию (власти), менее творческими. Соединяя детей, мы даем им почву, на которой вырастут спокойное самоуважение ребенка, чувство не превосходства, а собственного достоинства, возможное только среди равно-достойных.