Использование технологии групповой работы на уроках в начальной школе
Использование технологии групповой работы на уроках в начальной школе
Использование технологии групповой работы на уроках в начальной школе
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии групповой работы на уроках в начальной школе»
Использование технологии групповой работы на уроках в начальной школе
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому, я считаю, что обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Педагогическая проблема, над которой я работаю, - «Использование технологии групповой работы на уроках в начальной школе».
Использование технологии групповой работы на уроках в начальной школе позволяет достичь таких целей как:
-формирование универсальных учебных действий;
- развитие коммуникативной компетентности;
- повышение интереса к знаниям и к процессу обучения;
- повышение качества знаний по предметам;
- развитие логического мышления и речи;
- приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- воспитание чувства ответственности;
- укрепление здоровья учащихся;
Эта же технология помогает мне решить определённые задачи:
- проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков;
- обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта;
- демонстрация своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий;
- развитие познавательного интереса;
- помочь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал;
- раскрыть свою индивидуальность;
- развивать творческую активность учащихся.
Технологию групповой работы использую при проведении самостоятельной работы , организации фронтального обсуждения задач урока, учебной проблемы . Эта технология даёт определённые результаты при использовании на любых этапах урока: актуализации, мотивации, изучении нового материала, формировании учебных умений и навыков, закреплении изученного, повторении. Использование технологии групповой работы способствует развитию восприятию, вниманию, памяти, воображения.
Она в высокой степени способствует активизации мыслительной деятельности школьников.
Технологию групповой работы применяю при проведении познавательных игр, дискуссий, интегрированных уроков с применением ИКТ.
В своей педагогической деятельности использую задания:
с наличием образца выполнения;
со вспомогательными вопросами;
с инструкциями;
с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).
Применение такой технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат. Поэтому мной востребована технология работы в группах.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки.
Опираясь на опыт работы, я могу с уверенностью сказать, что приобщение учащихся к работе в группах необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, делать это нужно с осторожностью, чтобы не нарушить внутренний мир ребенка.
Для установления благоприятной атмосферы использую различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы ребенка, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе .
Работая над этой педагогической проблемой, я изучила особенности групповой работы:
Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач.
Каждая группа получает своё, определенное задание.
Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы.
Состав групп меняется
Процесс групповой работы ограничен во времени.
Но главное. что я выделила для себя , заключается в том, что групповая работа– это управляемый и направляемый процесс.
В своей работе использую такие разновидности групповых технологий, как групповой опрос, смотр знаний, провожу нетрадиционные уроки, в которых имеет место разделение класса на группы (урок-конференция, урок-путешествие и т.д.)
Ценность метода групповой работы на уроке заключается в том, что:
групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели;
групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу;
приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и знания и качество работы товарища;
групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других.
в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Используя технологию групповой работы, я, как учитель, задачу считаю выполненной, если каждый в группе может решить, объяснить, как решали ее. Результаты работы озвучивает ученик со средним уровнем успеваемости. Если он затрудняется, другие члены группы оказывают помощь.
Технологию групповой работы использую при организации проектного обучения. Это даёт возможность мне получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности. Кроме того, ребята, научившись ставить цель, распределять задачи, выполнять работу, приучаются представлять свой труд широкой публике, обретают очень важный навык, необходимый в жизни, - делать презентацию.
Технологию групповой работы использую в исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса «Окружающий мир» при изучении тем, раскрывающих проблемы экологии, здоровьесбережения, которые являются актуальными на сегодняшний день.
Технологию групповой работы использую при организации внеурочной деятельности, что позволяет включить ребёнка в творческий процесс, способствует активизации поисковой активности, развитию исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Процесс планирую так, чтобы дать детям возможность почувствовать себя поисковиками – исследователями.
Использование технологии групповой работы способствует личностному росту моих учеников, их активному участию в школьных, районных, городских, республиканских конкурсах, формированию детского коллектива, развитию доброжелательных и товарищеских отношений между детьми.
Как положительные результаты в использовании групповой работы в начальной школе могу отметить :
обеспечение каждому ребёнку эмоциональной поддержки, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера
предоставление возможности самоутвердиться
даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Результатами моей работы по данной технологиям считаю: высокие результаты обученности и качества знаний в классах, а также готовность ребёнка к взаимодействию с окружающим миром, способность работать с информацией разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться.
С использованием данного метода обучения учебная деятельность учащихся приобрела неоспоримые плюсы:
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
создание творческого характера мышления в работе;
возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
отсутствуют дисциплинарные нарушения;
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.
Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения.
Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы. На первых порах высокая продуктивность не должна быть ведущим критерием оценки групповой работы. В остро дискуссионных группах дети могут "застрять" на одном задании, но обсудить его глубоко и всесторонне. В первую очередь отмечаю группы за безошибочную и дружную работу. При такой организации учебного сотрудничества "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.
Использование на уроках технологии групповой форму работы способствует формированию таких универсальных учебных действий, как:
Личностные:
- определять свой поступок;
- - уважать иное мнение;
- стремиться к взаимопониманию;
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности;
- составлять план выполнения задач, решения проблем;
- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Познавательные:
- извлекать информацию;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания;
- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;
Коммуникативные:
- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
- понимать другие позиции;
- договариваться с людьми, согласовав с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Умение работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.
Таким образом, преимущества групповой работы явны:
дети приобретают важные навыки жизни;
улучшается успеваемость;
укрепляется дружба;
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в классе;
учащиеся усваивают больший объем материала;
появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
реализуется принцип деятельности;
порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища;