Просмотр содержимого документа
«Грамматические задачи на уроках русского языка в начальной школе»
Г рамматические задачи на уроках русского языка в начальной школе
Мышление по правилам, то есть логическое мышление, лежит в основе не только математических, но и грамматических задач. Решение грамматических задач является одним из необходимых условий успешного обучения. Грамматическая задача – это, своего рода, проблемный вопрос, позволяющий ученикам мыслить, рассуждать, оперировать знаниями, делать выводы и отстаивать свою точку зрения. Как показывает практика, включение в содержание урока грамматических задач, благотворно влияет на учебный процесс, исчезает монотонность, равнодушие и скука. Дети с удовольствием решают задачи, выдвигают собственные гипотезы, проверяют их и радуются, если они подтверждаются. Данный прием можно использовать на разных этапах урока: актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности; первичное закрепление; включение в систему знаний и повторение; рефлексия учебной деятельности.
Примеры грамматических задач
Тема «Глагол»
Условие задачи - четвероклассникам предложили определить, какой часть речи являются данные слова. Белый, белила, белок, белить, сад, посадил, светлый, светило, свет, осветим, стекло, жгут. Очень быстро они дружно установили, какой частью речи является большинство из предложенных слов. И только четыре слова вызвали среди ребят споры: одни отнесли эти слова к глаголам, другие – к именам существительным. Вопрос задачи - какие слова вызвали этот спор и почему?
Глагол имеет суффикс – л. Что можно сказать об этом глаголе?
Слово называет действие. Можно ли по этому признаку определить, какой частью речи оно является? Какие грамматические признаки нужно указать, чтобы ответить: «Это слово – глагол».
Слово изменяется по числам. Можно ли только по этому признаку узнать, какой частью речи оно является?
Слово изменяется по лицам. К какой части речи оно может относиться?
Слово изменяется по временам. Какой частью речи оно может быть?
Слово изменяется по родам. Какой еще грамматический признак нужно указать, чтобы можно было отнести это слово только к глаголам?
Глагол имеет окончание – ю. Что можно сказать о времени, лице, числе такого глагола?
Слово имеет окончание – ем. Двое поспорили. Один сказал, что это – существительное. Другой – что это глагол. Кто из них прав?
Слово имеет окончание – ет. Какой частью речи оно может быть? Какие грамматические признаки глагола можно указать по этому окончанию?
Г лагол имеет окончание – и. Назовите его грамматические признаки. Можно ли назвать окончание - и родовым?
Тема «Имя существительное»
Слово имеет род.Какой частью речи оно может быть? Как определить род этой части речи?
Слово склоняется. Можно ли только по этому признаку определить, какой частью речи оно является? Объясните свой выбор.
Существительное имеет окончание -е. Какого склонения, числа и падежа оно может быть?
Тема «Имя прилагательное»
Имя прилагательное имеет окончание – ая. Каковы формы рода, числа, падежа этого прилагательного и тип его основы?
Имя прилагательное имеет окончание – ему. Какие окончания имеет это прилагательное в формах родительного, творительного, предложного падежей единственного числа? Подтвердите свой ответ примерами.
Слово изменяется по родам. Можно ли только по этому признаку определить, какой частью речи оно является?
В предложенные выше виды грамматических задач можно вносить изменения, на их основе придумывать другие. Кроме того, такие задания помогут учителю осуществлять проверку усвоения программного материала учащимися, закреплять знания.