Просмотр содержимого документа
«Готовность учащихся 4 классов к новым ФГОС при переходе в 5 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№8»
Готовность учащихся 4 классов
к новым ФГОС при переходе в 5 класс
С.А.Гладкова
Готовность учащихся 4 класса к обучению в 5 классе
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Одним из кризисных периодов школьного возраста является переход из начального в среднее звено обучения. Изменившиеся условия учения предъявляют более высокие требования и к интеллектуальному, и к личностному развитию детей. Переход из первой ступени во вторую ступень – это переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями. Этот переход сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения.
Когда речь идёт о подготовке перехода из начальной школы в среднее звено, учителя ориентируются на портрет ученика начальной школы, т.е. выпускника 4 класса. Стоит отметить, что подготовка к переходу в среднее звено начинается не в 4 классе, а значительно ранее, начиная с первых шагов, когда дети приступают к образовательно-воспитательному процессу в школе.
Перед каждым учителем начальных классов стоит вопрос: Каким должен быть выпускник начальной школы? Какие качества необходимо у него сформировать на протяжении всего обучения в начальной школе, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Какие нужно использовать в своей работе формы и методы, чтобы ученик 4 класса был готов к успешному обучению в 5 классе?
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых разной продолжительности. Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т. п.), другие предпочитают словесное объяснение и т. д. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т. д
Какими качествами должен обладать четвероклассник, чтобы соответствовать современным стандартам образования?
Любознательный, любит свой край, Родину.
Уважает и принимает ценности своей семьи.
Умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни.
Владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность.
Задача учителя начальных классов создать для ученика условия для получения новых знаний и умений, т.е. научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными.
Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, с внедрением ФГОС, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но многие дети не могут даже усвоить элементарные предметные знания, когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.
Нельзя упускать тот факт, что у нас есть еще учащиеся, которые не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Следовательно, перед нами встает вопрос: «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»
Качество и глубина знаний учащихся, конечно же, напрямую зависят от качества преподавания. Поэтому каждый из нас активно ищет пути повышения качества обучения. Всё большее число педагогов видят эти пути в изучении и использовании в своей работе новых технологий и методов обучения, направленных на глубокое всестороннее развитие личности школьников, которые вовлекают ребенка в учебный процесс, делая его интересным и доступным, вовлекая ученика в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. И когда ребенок научится находить сам информацию, увидит пути решения поставленной задачи, у него сформируются деятельностные способности.
Повышению эффективности образовательного процесса, формированию мотивации, системного мышления способствует проведение разнообразных типов уроков (межпредметные, интегрированные, уроки- исследования, игры, конференции, уроки- викторины и т. д.)
Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как проектная деятельность, творческие работы, экскурсии, ИКТ технологии, учебные ситуации, работа в группах, парах.
Наша начальная школа работает по УМК « Школа России» . Многие задания в учебниках выстроены так , что требуют от учащихся работать с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.
Применение различных технологий обучения становится неотъемлемой частью современного образования. Нужно не бояться их применять, каким бы слабым не был класс, учиться вместе с детьми, и тогда наши уроки превратятся в творческое общение с учениками и учеников между собой независимо от преподаваемой дисциплины и ступени образования.
Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен уметь работать в команде, искать, усваивать и обрабатывать нужную информацию, быть самостоятельным, дисциплинированным и он должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение в 5 классе. Если у ученика достаточно сформированы основные компоненты учебной деятельности, он успешно будет и в 5 классе усваивать учебный материал.
Ключевым фактором в формировании выпускника начальной школы является успешность в преемственности обучения, которая во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного перехода учащихся с одной ступени обучения на другую.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, со сверстниками, с учителями
Обязательно должно быть налажено сотрудничество между учителями начальной школы, и среднего звена. (Взаимопосещение уроков, регулярное обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, единство преемственность учебных требований и др.), единые учебники, преемственность образовательных программ.
И мы должны так организовать работу по преемственности, чтобы переход учащихся на новые ФГОС был незаметен для них. Для этого нужно продолжать работать над развитием познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение.