Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским художественным народным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Городецкая роспись»
Городецкая роспись
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским художественным народным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.
Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки.
Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски.
Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее.
Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.
Украшающая донца для прялок, мебель, сундуки, сани, дуги и множество других бытовых предметов, городецкая роспись всегда отличалась содержательностью и была богата жанровыми сценами. Они могли быть условными, вольными по характеру и иногда напоминали шарж в своей декоративности.
Сюжетами для росписи становились жизненные ситуации, обычно крестьянский и купеческий быт. Значительную часть художества занимали широко и декоративно расписанные цветочные мотивы. Часто встречаются реалистичные и идеализированные мотивы образов птиц и животных.
Роспись всех изделий была типично городецкой и состояла из цветов, бутонов и листьев, а также в узор вписывались птицы и вазы. Изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив черного, синего, темно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами.
Городецкая игрушка – стихи
Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают!
Наши доски расписные, Посмотрите вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И цветами весь расписан, До чего ж красивый он. Три девицы молодые Под розанами стоят. “Где же хлопцы удалые?” Во все стороны глядят. Вот по улочке Петрушка Едет на коне верхом. Верный пес его послушный Бежит вслед за женихом.
\
Рисование некоторых элементов городецкой росписи поэтапно
Городецкая роспись
Тарелка с городецкой росписью. МК
Материалы: бумажная тарелка,грунт акриловый белый, кисть для грунтовки, кисти для рисования №1, №2, №5, гуашь (жёлтая, рубиновая, белая), акварельные краски, простой карандаш.
Изобразим в центре тарелочки один из элементов - ромашку.В городецкой росписи ромашка может быть и синей, и фиолетовой, и красной, и оранжевой (многолепестковый фантастический цветок).Наносим рисунок простым карандашом.
Этап "подмалёвка".Делаем фон жёлтой гуашью (кисть №5).
Красной акварелью обводим цветок и закрашиваем круг в центре (кисть №2).
Внутри красных лепестков делаем второй ряд, затем белой акварелью обводим лепестки вокруг центра.
Обводим белым цветом большие лепестки внутри и маленькие - снаружи (кисть№2), добавляем по три штриха(белые и красные) наносим точки (кисть№1).
Теперь, рисуем листочки горчичным цветом. Листочки в городецкой росписи разнообразны по размеру, но всегда расположены группами. При этом никогда не превосходят размером центральный цветок композиции.
Рисуем зелёные листочки.
Делаем прожилки на листиках (кисть №1) - вдоль листочка проводим линию и несколько коротких поперёк.
Прожилки на зелёных листьях делают иначе.
Этап "оживка". Листочки горчичного цвета подчёркиваем со всех сторон тонкой линией (кисть№1)чёрной краской, а зелёные - с одной стороны - усиками.
В центре тарелочки можно изобразить и другие варианты городецких цветов, например, розы.
Дополнение - петелька, чтобы повесить панно на стену.
Роспись разделочной доски. Мастер-класс
Автор: Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области
Предназначен для старших дошкольников, школьников, педагогов, родителей, воспитателей, для всех желающих, кому нравится заниматься народно – прикладным искусством. Использование: в качестве подарка, для украшения интерьера. Цель: декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городецкой росписи. Задачи: - Знакомство с традиционным мотивом Городецкой росписи – птицей - Развитие чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте. - Учить создавать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи; закреплять технические приёмы рисования гуашью, смешивания красок на палитре. - Развивать творческое мышление, фантазию, внимание, память, интерес к народным промыслам. . Использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребёнку, но и окружающим его людям. - Уметь оказывать внимание близким людям.
Материалы: - Разделочная доска - Гуашь - Кисти №1, №3. - Стаканчик для воды.
Все элементы городецкой росписи рисуем сразу без предварительной прорисовки карандашом. Сначала кистью №3 делаем « подмалёвку» - цветное пятно круглой формы. Самый крупный цветок, он находится в середине, называется розаном. Розан – это цветок, имеющий круглую середину в центре и лепестки в виде дужек по краю цветка. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Дальше по бокам ромашки и заканчивают цветочную композицию голубые бутоны. Цветы располагаем симметрично. Желательно выбирать яркие цвета.
Чёрной краской рисуем туловище и лапки птицы – это будет у нас петух. Место оставляем для крыла.
Красным цветом рисуем крыло.
Теперь рисуем листочки.
И возвращаемся к петуху. Красным цветом рисуем гребешок и бородку, а так же чередуя цвета рисуем хвост красно – белый – чёрный.
Кистью №1 делаем «оживку», то есть приступаем к детальной проработке образа с помощью тонких мазков, штрихов и нанесению более светлых оттенков на контур. Наш петух готов, мы к нему больше не возвращаемся.
Приступим к «тенёвке» Более тёмным цветом обозначаем середину цветка и лепестки.
На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Всегда берём кисть №1.
И остались листочки. Выполняем «оживку» при помощи тонких штрихов белого и чёрного цветов. Красным цветом рисуем рамку, даём хорошо высохнуть изделию и покрываем бесцветным лаком. Наше изделие готово!
Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки... Цветами разрисованы, Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники, Жар-птицы ввысь летят, И точки черно-белые На солнышке блестят.