kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Голубое сердце Сибири

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час разработан для учащихся начальной школы. Целью данного занятия познакомить, расширить знания об озере Байкал. Воспитывать любовь к родному краю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Голубое сердце Сибири»

Классный час «Знай свой край»

Тема: Голубое сердце Сибири

Цель: Раскрыть уникальность природы озера Байкал.

Задачи: Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал.

Познакомить с оз. Байкалом и его богатствами,

Расширять кругозор, развивать любознательность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину.

Оборудование: компьютер с проектором, раздаточный материал.

Ход урока.

Слайд 1

  1. Стихотворение о Байкале.

Озера многие, великих рек струи

Текут в Байкал со всех сторон Земного круга,

С Востока, с Запада, от Севера и Юга –

Он поглощает всех.

Одна лишь Ангара,

Как Дафна юная, чиста, резва, быстра,

Бегущая по лесам от взоров Апполона,

Не внемлюща его любовна вопля, стона,

Одна лишь Ангара, протекши весь Байкал,

На север уклонясь, меж двух огромных скал

Стремительно из недр Байкала вытекает…

Летит стрелою вниз, с Иркутом соединиться.

Шаманский камень, сколь ни силится, ни тщится

Не дать ей ходу, в ней стоящ, как часть горы,

Не может удержать стремленья Ангары.

Слайд 2

 

     2.– Послушайте легенду о происхождении озера Байкал.

      Существует множество легенд о происхождении названия озера Байкал. Вот одна из них (русское предание):
Давно русские слыхали, что посреди Сибири есть огромное озеро, которое кипит денно и нощно. Но как оно называется, никто не знал. Отправились купцы и казаки к морю-озеру. Перегородил им дорогу Шаман-камень – ни вправо, ни влево его не обойти. Так остановились купцы с казаками и стали жить недалеко от озера, а на берег никак не попадут. На их счастье подошел к ним неведомый человек, вывел к морю. Вывел и сказал: «Бай-гал». А на вопрос русских ответил: «По-нашему это значит огненное место, здесь раньше огонь был, потом земля провалилась, и стало море. С тех пор зовем его Бай-гол». Русским название понравилось. С тех пор и зовут Священное море Байкалом.

3. Беседа о Байкале

Первый поход русских на Байкал был осуществлен в 1643 г. Честь первооткрывателя жемчужины Восточной Сибири – озера Байкал принадлежит казацкому пятидесятнику К. Иванову. Вторым путешествием был поход В. Колесникова в 1647 г. Они достигли северных берегов Байкала, где и был построен Верхнеангарский острог. Сведения Иванова и Колесникова о Байкале, их чертежи и карты обогатили географическую науку в то время новыми и интересными данными. «Около его горы высокие, утесы каменные и зело высоки,— двадцеть тысящ верст и больши волочился, а не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы,— все богоделанно. Лук на них растет и чеснок,— больши романов­ского луковицы и слаток зело. Птиц зело много, гусей и лебедей—по морю, яко снег, плавают. Рыба в нем—осетры и таймени, стерледи и омули и сиги и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы велики в нем: во океане-море большом, живучи на Мезени, таких не видал. А рыбы зело густо в нем...»

Слайд 3



4. Иследование Байкала

Весомый вклад в изучение гидрографии внесли лоцман А. Пушкарев и иркутский геодезист А. Лосев , которые на основании собранных данных составили в 1772 году новую карту Байкала.

1916 год создана первая исследовательская станция. 1 октября 1928 года создана самостоятельная Байкальская биологическая станция, позже преобразованная в Байкальскую лимнологическую станцию АН СССР. В 1930 году станция переехала в пос. Листвянку. Постановлением Президиума АН СССР N49 от 20.01.1961 станция реорганизована в Лимнологический институт СО АН СССР.


Слайд 4


Основными научными институтами, осуществляющими сегодня научные программы комплексных исследований Байкала, являются:

ФГБУН Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (ИГ СО РАН);

ФГБУН Институт геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН (ИГХ СО РАН);

ФГБУН Институт динамики систем и теории управления СО РАН (ИДСТУ СО РАН);

ФГБУН Институт земной коры СО РАН (ИЗК СО РАН);

ФГБУН Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН (ИСЭМ СО РАН);

ФГБУН Институт солнечно-земной физики СО РАН (ИСЗФ СО РАН);

ФГБУН Иркутский институт химии им. А.Е. Фаворского СО РАН (ИрИХ СО РАН);

ФГБУН Лимнологический институт СО РАН (ЛИН СО РАН);

ФГБУН Сибирский институт физиологии и биохимии растений СО РАН (СИФИБР СО РАН);

Иркутский филиал ФГБУН Института лазерной физики СО РАН (ИФ ИЛФ СО РАН);

ФГБУН Байкальский музей ИНЦ СО РАН (БМ ИНЦ СО РАН).

Слайд 5


5.Фронтальный опрос.

- Что еще знаете об этом уникальном озере?

1 ученик: Озеро Байкал – уникальный водоем. Оно вмещает пятую часть мировых запасов пресных вод.  Только байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли. Работая вместе, все реки мира затратили бы целый год, чтобы заполнить Байкал.

2 ученик: Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1642 метра. Само озеро лежит в Байкальской впадине – каменной чаше, со всех сторон окруженной горами. Слой осадков на дне озера около 7 километров. Если их убрать, то глубина Байкала станет как в океане.

3 ученик: Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет.  Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками  и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год.

4 ученик: Изумительная прозрачность и чистота байкальской воды давно уже стали легендой. Весной после освобождения озера ото льда, прозрачность воды достигает 40 метров, можно разглядеть отдельные камни и различные предметы. За свою чистоту и уникальные свойства байкальская питьевая вода ценится во всем мире.

5 ученик: Озеро Байкал является домом для более 2000 разновидностей растений и животных, большинство из которых не встретишь нигде в мире. Такое большое количество живых организмов объясняется большим содержанием кислорода в байкальской воде.

6 ученик: Из рыб в Байкале водятся омуль, хариус, сиг, осетр, налим, таймень, щука и другие. Икра байкальского омуля выпущена в Ладожское, Онежское озера и вывезена в Чехословакию, Монголию и Англию. Для увеличения численности омуля на реке Большая речка создан рыборазводный цех.

7 ученик: На Байкале, по данным орнитологов (ученых, изучающих птиц), водится 236 видов птиц, из них 29 водоплавающих. Например,  на скалистых островах Байкала селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников.

8 ученик: По берегам озера водятся баргузинский соболь, белка, горностай, медведь, лось и другие животные. Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень. Нерпа распространена по всему Байкалу, но особенно их много в северной и средней частях. Сейчас на Байкале насчитывается около 80000 голов.

9 ученик: Происхождение байкальской нерпы до настоящего времени не выяснено. Возможно, она проникла в озеро через крупные, связанные между собой озера и реки из Ледовитого океана. Особенно много нерпы на Ушканьих островах.

10 ученик: В год нерпа съедает около тонны рыбы. В поисках пищи она ныряет на глубину до двухсот метров и остается под водой на 20-25 минут. Максимальная скорость плавания 20 – 25 километров в час.  Продолжительность жизни байкальского тюленя – 56 лет.
11 ученик: В озеро Байкал впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна – Ангара. Название свое Ангара получила из-за расщелины, дающей выход водному потоку из озера (по-бурятски  и  по-эвенкийски слово «анга»  означает «пасть», «рот»). Исток реки Ангары – самый широкий и крупный в мире. Ширина истока 863 метра.

12 ученик: На середине истока виден Шаман-камень высотой до полутора метров над водой. Этот камень представляет собой  выступ подводной гранитной скалы. Напротив Шаман-камня находится смотровая площадка. Весной из-за низкого уровня воды он больше выступает и лучше виден с берега.

13 ученик: В  древности местные жители  наделяли Шаман-камень чудодейственной силой. Здесь проходили особо важные шаманские обряды, давались клятвы и произносились молитвы. Об этом свидетельствует усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

14 ученик: Шаман-камень упоминается во многих легендах и преданиях.  Вот одна из них – легенда об Ангаре.

Подросла у седого Байкала  красавица дочь Ангара. От чужих взглядов спрятал он ее в своих водах. И решил  найти ей жениха поближе, чтобы не отпускать в дальние края. Выбрал Байкал в женихи  соседа – богатого и знатного Иркута, но не понравился Иркут Ангаре. Из рассказов чайки узнала Ангара о могучем богатыре Енисее. Вопреки воле отца решила она ночью убежать к Енисею. Проснулся Байкал, да поздно было. В ярости швырнул вдогонку Ангаре огромный утес, чтобы задержать беглянку. Но Ангара грудью смогла рассечь береговые скалы. Там, где вырвалась Ангара из тисков Байкала, до сих пор высится Шаман-камень, брошенный отцом вслед красавице.

Слайд 6, 7,8.


Учитель: Все эти легенды и народные предания говорят о том, как бережно и с глубоким уважением местные жители относились к своей Земле, своей малой Родине и, конечно же, к озеру Байкал.


. Охраняемые территории Байкала и Прибайкалья состоят из трёх заповедников (Баргузинского, Байкальского, Байкало-Ленского), а также двух государственных национальных парков (Прибайкальского и Забайкальского).

- Ребята, а что такое «заповедник»? (версии детей)

Учитель: Заповедник – это территория, находящаяся под особой охраной государства, с целью сберечь редкие породы растений и животных, а также уникальные памятники природы. Поэтому на территории Прибайкальского парка существуют особые правила поведения. И когда вы будете отдыхать на Байкале, то помните о них.

Слайды 10, 11, 12

6 . Знаете ли вы?

Если всю воду, содержащуюся в Байкале (23 615,390 км³), разделить на всех граждан России (141 927 297), то на каждого придется около 166,4 тыс. кубометров воды, что составляет примерно 2773 железнодорожных цистерн по 60 тонн каждая.

Объем воды в Байкале около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. В Байкале воды больше, чем во всех пяти Великих американских озерах вместе взятых.


Слайд 13

7. Байкал в цифрах

1. Глубина озера

2. Наибольшая ширина

3. Наименьшая ширина

4. Длина озера

5. Возраст озера

6. Объём воды озера

7. Протяженность береговой линии озера

8. Количество впадающих рек


А. 27

Б. 636

С. 336

Д. 80

Е. 23000

Ж. 1642

З. 20 млн.

И. 2000




8. логический вопрос

Слайд 15, 16,


8.Творческое задание по группам.

- Перед Вами фрагменты животных. Угадайте их и соберите части в единое целое.(Нерпа, белка, рысь, волк)

Проверка.

  1. Творческое задание.

- А сейчас мы с вами составим на байкальском  камне – девиз в защиту БайкалаПродолжите предложение – Байкал – это……

Слайд 17


  1. Байкальские загадки

Слайд 18, 19, 20, 21

  1. Почему Важно защищать Байкал

Байкал - самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. При этом состав озера не меняется десятки тысяч лет — подтверждением этому являются многочисленные представители древней флоры и фауны, которые и сохранились на Байкале из-за того, что его вода осталась прежней. Населяющие озеро живые организмы многократно профильтровывают поступающую из притоков и с атмосферными осадками воду, удаляя все чуждые Байкалу вещества.

Около 40% растений и около 85% видов животных, обитающих в открытом Байкале, эндемичны, т.е. встречаются только в Байкале. Живые организмы в озере Байкал распространены от поверхности до максимальных глубин.

Слайды 22, 23, 24, 25

       12.Вывод урока.

   

– Нам доверено жить на Байкале, и мы в ответе за него перед всем миром.

Слайд 26, 27


  1. Рефлексия.

Выберите из трёх вариантов ответа правильный.


  1. Наибольшая глубина в озере Байкал…

А) 1642м

Б) 200 м

В) 5300 м


  1. Возраст озера Байкал…

А) 25-30 млн. лет

Б) 5-10 тыс. лет

В) 100-200 лет


  1. Река, вытекающая из озера Байкал…

А) Ангара

Б) Иркут

В) Енисей


  1. Рыба, обитающая в озере Байкал…

А) омуль

Б) кит

В) акула


  1. Птицы, обитающие на берегах озера Байкал…

А) чайка

Б) попугай

В) пеликан


  1. Животные, обитающие в окрестностях озера Байкал…

А) медведь

Б) слон

В) лев


  1. Деревья, растущие на берегах озера Байкал…

А) сосна

Б) дуб

В) эвкалипт


  1. Озеро Байкал является…

А) самым глубоким в мире

Б) самым тёплым в мире

В) самым солёным в мире



  1. итог

- Понравилось вам занятие?







Памятка.

Не разрешается:

- устанавливать палатки в прибрежной зоне ближе 50-ти метров от берега;

- выкапывать ямы, окапывать палатки, закапывать мусор и бытовые отходы;

- нарушать водный режим, сооружать самодельные ледники, делать запруды, канавы,

протоки, искусственные бассейны;

- беспокоить диких животных;

- рубить и повреждать деревья;

- заготавливать дрова, собирать и заготавливать дикорастущие растения;

- отлавливать животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся с целью их вывоза из

среды обитания;

- проезжать на транспортных средствах по территории, где не проложены дороги,

разбивать стоянки вне специально отведённых мест, производить заправку

топливом, мойку и ремонт автотранспорта;

- разводить костры за пределами специально предусмотренных для этого мест;

- вывозить предметы, имеющие историко-культурную ценность;

- располагаться на отдых в местах, закрытых для туризма.

Категорически запрещается ввоз оружия на территорию парка!







Если позволит время по группам .

Кроссворд 1


1

с

о

Б

о

л

ь


2

н

е

р

п

А



3

ч

а

Й

к

а





4

э

К

о

л

о

г

и

я


5

6

а

н

г

А

р

а



о

м

у

Л

ь



1








2








3










4










5

6
















  1. Небольшой хищный зверёк семейства куниц с черноватой шелковистой и блестящей шерстью, обитающий в лесах Сибири.

  2. Ластоногое млекопитающее из семейства тюленей, обитающее на островах Байкала.

  3. Водоплавающая птица с мягким густым оперением и короткими ногами.

  4. Наука, изучающая взаимоотношения различных организмов и окружающей среды.

  5. Единственная река, вытекающая из озера Байкал.

  6. Рыба семейства осётровых, обитающая только в озере Байкал.

















Кроссворд 2


1

Б

у

р

х

а

н


2

з

А

п

о

в

е

д

н

и

к


3

е

н

и

с

е

Й



4

и

р

К

у

т




5

с

о

с

н

А











6

в

у

Л

к

а










1








2












3










4









5















6















  1. По верованиям местных жителей бог Байкала.

  2. Территория, находящаяся под особой охраной с целью сберечь редкие породы растений и животных.

  3. Название реки, в которую впадает Ангара. Согласно легенде, дочь Байкала – Ангара была влюблена в этого богатыря.

  4. Название реки, протекающей в окрестностях городов Шелехова и Иркутска. Согласно легенде, этому соседу Байкал обещал отдать замуж свою дочь Ангару.

  5. Хвойное дерево с длинной хвоей и небольшими шишками, растущее по берегам Байкала.

  6. Гора конической формы с кратером на вершине, через который из недр земли происходит извержение огня, расплавленной лавы и раскалённого пепла одновременно.



Памятка.

Не разрешается:

- устанавливать палатки в прибрежной зоне ближе 50-ти метров от берега;

- выкапывать ямы, окапывать палатки, закапывать мусор и бытовые отходы;

- нарушать водный режим, сооружать самодельные ледники, делать запруды, канавы,

протоки, искусственные бассейны;

- беспокоить диких животных;

- рубить и повреждать деревья;

- заготавливать дрова, собирать и заготавливать дикорастущие растения;

- отлавливать животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся с целью их вывоза из

среды обитания;

- проезжать на транспортных средствах по территории, где не проложены дороги,

разбивать стоянки вне специально отведённых мест, производить заправку

топливом, мойку и ремонт автотранспорта;

- разводить костры за пределами специально предусмотренных для этого мест;

- вывозить предметы, имеющие историко-культурную ценность;

- располагаться на отдых в местах, закрытых для туризма.

Категорически запрещается ввоз оружия на территорию парка!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Голубое сердце Сибири

Автор: Жанна Владимировна Дамбуева

Дата: 02.10.2024

Номер свидетельства: 657139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«К 430-летию города Тюмени. Люблю тебя ,моя Тюмень»"
    ["seo_title"] => string(51) "k430lietiiughorodatiumieniliubliutiebiamoiatiumien1"
    ["file_id"] => string(6) "340478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1471977666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Классный час на тему "Моя малая Родина - город Новокузнецк" "
    ["seo_title"] => string(62) "klassnyi-chas-na-tiemu-moia-malaia-rodina-ghorod-novokuznietsk"
    ["file_id"] => string(6) "152087"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420803590"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Лингвокультурологическое воспитание на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(83) "linghvokul-turologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "208644"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430853407"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Литературный бенефис "Петербургская фея Лидия Чарская""
    ["seo_title"] => string(57) "literaturnyi_benefis_peterburgskaia_feia_lidiia_charskaia"
    ["file_id"] => string(6) "622030"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1672323773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства