Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность. Работа с текстом.»
Казаринова Л.Е., Батракова Т.А.,
учителя начальных классов
МАОУ «СОШ № 12»
им. В.Ф. Маргелова
З.Я. Лепихина
Кунгур православный. Пермь: Издательство «Литер-А», 2007 г.
В городе имелось два детских приюта. Один из них был построен в 1868 году на средства А.С. Губкина для бедных девочек-сирот. Желая облегчить их положение А.С.Губкин учредил в Кунгуре приют в память своей рано скончавшейся дочери, получившей наименование «Елизаветинский дом призрения бедных детей в Кунгуре». Для него он построил громадное каменное здание в три этажа, стоящее 360 тысяч рублей (сейчас КЦО). Здесь сироты от 4 до 18 лет получали образование, воспитание, учились разным ремеслам и рукоделию, а при выходе из приюта каждая получала приличное приданое и сто рублей деньгами.
Другой приют (Сиропитательный приют М.И. Грибушина) был открыт в 1889 году для бедных мальчиков – не менее богатыми и щедрыми кунгурскими купцами-меценатами М.И. Грибушиным и К. Т. Хлебниковым. Мальчики, в основном сироты, помимо ремесла (сапожного и столярного), обучались грамоте, пению, музыке и гимнастике. Воспитанники в обязательном порядке посещали церковь во все кануны выходных и праздничных дней, а также во все праздники и воскресенья. Многие из них пели в церковном хоре. Дети, которым удавалось попасть в Грибушинский приют, получали рекомендации к хозяевам частных мастерских. А тем, кто хотел открыть собственные мастерские, выделялось денежное пособие по 75 рублей. Кроме этого, всем воспитанникам отчислялись на их сберкнижки ¼ часть стоимости выполняемых ими заказов. При выходе из приюта все воспитанники снабжались полным комплектом белья и одежды.
Кроме этого, например, попечительница приюта А.И. Грибушина только за 1907 год пожертвовала на содержание мальчиков 6180 рублей, устроила для воспитанников рождественскую ёлку, дала 985 аршин материала, из которых каждому воспитаннику сшили на три смены блуз и шаровар. Для мастерских наеё средства на Нижегородской ярмарке было закуплено материалов на 612 рублей и медикаментов на 47 рублей. На её средства в этом же году был поставлен телефон в приюте.
Математическая грамотность:
На сколько лет раньше был основан в городе Кунгуре приют для девочек, чем для мальчиков?
Сколько метров ткани дала А.И. Грибушина на Рождество мальчикам-сиротам, если считать, что в 1 аршине приблизительно 71 см?
Читательская грамотность:
Чему обучали девочек и мальчиков в приютах?
Объясни значение слов, пользуясь дополнительной литературой:
Купец – это…
Сирота – это…
Меценат – это…
Естественно-научная грамотность:
Вокруг приюта для мальчиков растут сосны. Можем ли мы по спилу дерева узнать его возраст? Как это сделать? Определите, видел ли это дерево основатель приюта М.И. Грибушин.
В оспитанницы приюта выращивали комнатные растения. Они составили памятки по уходу за ними. Посмотри, что у них получилось. Воспользуйся условными обозначениями и составь памятку по уходу за растением, которое растёт у тебя.
Финансовая грамотность:
Девочки в приюте шили игрушки к рождественской ярмарке. Для этого было закуплено3 метра ткани по цене 1 рубль за метр. На одну игрушку они тратили 25 см ткани. Каждая игрушка выставлена на ярмарке по 40 копеек. Какую прибыль получат девочки при условии, что все игрушки будут проданы?
Пирожное стоит в магазине 15 копеек. Если девочки приготовят его сами, то на изготовление 10 пирожных понадобится 1 рубль. Сколько стоит приготовленное ученицами пирожное? На сколько оно дороже или дешевле пирожного из магазина?
Креативное мышление:
Составьте экскурсионный маршрут по городу от приюта для мальчиков до приюта для девочек (нарисуйте карту, отмечая на ней достопримечательности города Кунгура, встречающиеся по пути следования).