kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка служит методической разработкой для уроков математики в 3-4 классах с целью развития функциональной грамотности учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Кто с детских лет занимается математикой, развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивости упорство в достижении цели.


(А. Маркушевич)


Математика играя


Рамазанова Эльмира Макимжановна

Средняя школа № 3 города Уральска ЗКО


Данная статья направлена на усовершенствование и облегчение практики учителей начальных классов с целью совершенствования качества обучения младших школьников по предмету математика.

This article is aimed at improving and facilitating the practice of primary school teachers in order to improve the quality of teaching younger students in the subject of mathematics.

Бұл мақала бастауыш сынып мұғалімдерінің математика пәніне оқыту сапасын арттыру мақсатында практикасын жетілдіруге және жеңілдетуге бағытталған.


Математика, устный счёт, игра, задачи, выражения, упражнения


Устный счет развивает мыслительную деятельность человека. Он с ним на протяжении всех учебных лет в школе, после школьном образовании, в жизнедеятельности человека. При решении примеров укрепляется память, появляется способность концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух; Люди, свободно оперирующие двух-, трехзначными числами в уме, оказываются в выигрышной ситуации в магазине, при оценке смет, выборе банковского кредита.


Чем грозит отказ от устного счёта

Большинство достижений цивилизации в результате их бездумного использования приводит к нежелательным последствиям. Если нет проблем с добыванием пищи, человек постепенно набирает лишний вес, пагубно сказывающийся на его физическом здоровье. Так же и отсутствие интеллектуальной гимнастики, роль которой многие столетия выполнял устный счёт, приводит к нежелательным последствиям:

Человеку сложно сосредоточиться на любом конкретном действии. Счёт в уме помогает концентрировать внимание для решения сложных жизненных задач.

· Возникают проблемы с логическим мышлением. Многим сложно посчитать, что выгодней купить в магазине. Этим пользуются производители, незначительно снижая цену и основательно – вес товара. Отсутствие гаджета приводит к растерянности. Без него сложно понять, какую сумму придется потратить за выбранный товар, как лучше распределить деньги.

Уже в начальной школе учащиеся способны выполнять вычисления «в уме» научившись только нескольким операциям сложения, вычитания, деления и умножения.

Устный счет по математике имеет огромное значение в выработке коммуникативных навыков – дети учатся высказывать собственную точку зрения, слышать собеседника, положительно реагировать на замечания учителя и одноклассников. При регулярном использовании устного счета уровень вычислительных навыков может быть доведен до автоматизма, что значительно облегчит работу над многими темами программы в начальных классах и при последующем обучении в среднем и старшем звене школы.

Какие требования нужно соблюдать для организаций устных вычислений, иначе результат работы может оказать другой эффект. Нужно помнить, что однообразие убивает интерес и мотивацию. В классе могут быть сильные и слабые ученики, робкие, и очень активные. Учитель должен продумать последовательность работы, систематичность выполнения, этапность работы. Требования к счёту должны быть в рамках учебной программы, не подавлять инициативы.

Виды упражнения для счёта

Устный и письменный счёт на уроках математики учитель классифицирует сам, исходя из программы, успеваемости класса. Это могут быть математические диктанты, упражнения, формулы, дидактические игры.


Форма организации работы

Форма организации работы по устному счёту чаще всего вопрос-ответная, показ карточек, шаблонов. Работа должна проводиться в достаточно быстром темпе, с целью автоматизации, лучшего запоминания материала. При этом учителю необходимо выявить причину пассивности ученика, наметить дальнейшую работу с целью восполнения знаний.

Форма устного счёта может быть различной

Беглый, слуховой. Такие задания можно записать на аудио прослушивание. Эти занятия очень полезны, развивают слуховую память.

Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, дидактические игры, счёты, шаблоны) Запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа)

Упражнения в форме игры (стуки, хлопки, продолжи цепочку, карточки с вариантами ответов).


Организация работы дома, с родителями

Вне школы учащиеся также могут с интересом закреплять знания, на родительских собраниях, хотя бы в общих чертах учитель математики или классный руководитель может познакомить с дидактическими играми устного счёта. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы при использовании мультимедийных технологий.


Привожу в пример некоторые материалы использованные и собранные мной на урках. Данная работа ведётся с 1 класса, поэтому последовательность и этапность работы соответствует содержанию программного материала по классам.

Предлагаю некоторые виды работ, использованных мной на уроке математики.

Карточки для устного счёта,

9+2=

17-8=

9+3=

8+3=

16-7=

9+4=

7+4=

15-6=

9+6=

6+5=

14-5=

9+7=

5+6=

13-4=

9+8=

6+7=

12-3=

9+9=

7+8=

11-2=

8+4=

18-9=

8+6=

8+5=

8+7=

7+5=

7+8=

8+8=

7+6=

7+9=

8+9=

7+7=

6+5=

6+6=

6+8=

5+6=

6+7=

6+9=

5+7=

5+8=

4+7=

4+9=

5+9=

4+8=

3+8=

3+9=

2+9=

55-49

21-3=

21-7=

79-13

21-4=

21-8=

46-8

21-5=

21-9=

36-18

21-6=

37+45

24*3


48+15

8*4

55-49

37+45

45*3

79-13

39+27

56*6

46-8

90-39

37*3

25+29

44-36

65*6

96-69

34*7

67*9

48+15

57*5

88*6

99*8

56*6

90*4

99*9

73*6

49*7

25*100

46*6

49*8

360:4

67*7

58*9

500-59

78*8

69*9

310-60

260:4

182-37

35*3

300-61

127-67

900-98

300-49

162-78

700-3

200-56

256-92

450-90

100-21

452-54

820-90

500-49

780-92

200-47

500-48

182-37

124-26

800-89

591-99

123-92

765-99

567-124

178-98

671-89

345-115

127-67

923-97

789-99

162-56

126*3

678-99

187-78

123*5

541-345

298-99

145*3

678-99

675-45

123*7

543-87

890-99

234-45

345-67

543-67

123-99

345-99

456-99

345-87

567-98

344-90

234-45

678-56

567-99

890-99

567-66

345-54

789-67

678-87

792:8

567-99

456-65

72:3

562-99

216:4

312:4

456-86

105:3

336:6

702:9

624:8

111:3

297:3

216:4

390:6

343:7

105:3


Карточки с вариантами ответов А, В, С

Учитель устно озвучивает задание, учащиеся показывают карточки А, В, Сс возможным ответом.

  1. Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 16?

А. 5

В. 6

С. 8

  1. Найдите сумму чисел 9 и 7.

А. 13

В. 16

С. 17

  1. Найдите разность 13 и 8.

А. 5

В. 6

С. 7

  1. Покажите вариант где число, которое меньше 15 на 7.

А. 8

В. 6

С. 7

  1. От какого числа надо отнять 5, чтобы получить 14.

А. 19

В. 18

С. 17

  1. Найди произведение чисел 3 и 9.

А. 28

В. 26

С. 27

  1. Найди частное чисел 24 и 3.

А. 8

В. 6

С. 7

  1. Во сколько раз 12 больше 2?

А. 8

В. 6

С. 7

  1. Во сколько раз 5 меньше 40?

А. 8

В. 6

С. 7

  1. Длина первого отрезка 9 см, а второй отрезок в 3 раза короче. Какова длина второго отрезка?

А. 4

В. 3

С. 6

11. Вере 12 лет, а брат младше ее в 3 раза. Сколько лет брату? 

А. 4

В. 3

С. 6

  1. В кружке   занимается 34 мальчика и 20 девочек. На сколько мальчиков больше, чем девочек, в этом кружке?

А. 14

В. 13

С. 16

Примерные задания по закреплению знаний таблицы разрядов и единиц.

ТАБЛИЦА РАЗРЯДОВ И КЛАССОВ


III класс

II класс

I класс

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Сотни

Десятки

Единицы

Сотни

Десятки

Единицы

Сотни

Десятки

Единицы















































Учитель предлагает шаблон в виде карточки, на которой можно записывать и затем стирать специальным маркером задания, ответы. Этот вид работы можно применять на уроках математики с 1 класса по 4 класс, усложняя задания. По окончании учитель проходит и проверяет у всех, отмечает ошибки, комментирует.


Примерные задания по таблице разрядов.

Число, в котором 5 десятков тысяч и 80 единиц записывается:

Число, состоящее из 10 тысяч, 8 сотен и 3 единиц записывается:

Число 986 состоит из суммы разрядных слагаемых

Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это

Число, в котором 7 единиц первого класса и три единицы второго класса записывается

В ряду чисел за числом 3700 следует число:

Назовите самое большое четырехзначное число. (999.)

Чему равен миллион? (1 тысяче тысяч, 10 сотням тысяч.)

Эту работу можно провести на повторение и закрепление заданий на знание мер именованных величин. На обратной стороне шаблона, таблица сетка, в которую можно записывать, «конвертировать» меры величин

времени, площади, длины, объёма.


 7 т 8 кг = ……….…кг

 1 км 100 м = ……....м

 6 ч 14 мин = …....мин

 370 т = …………....кг

 7 км= …………....м2

 3 700 кг = …………ц

 7 км 560 м = ………м

17 дм2 = ………….мм2

700 см2 = ………..мм2

3 ч 23 мин = ……мин

3 сут 5 ч = …………ч

6 000 дм2 = ………см2

700 см2 = ………..мм2






 7 т 8 кг

7008кг


8т 7 кг

8007 кг









1 км 100 м

1100м


31км 3 м

31003м









6ч 45 мин

405 мин


2ч 5мин

125мин





После изучения раздела пройденный материал можно включить на этапе ежедневного закрепления изученного материала.

Задачи на движение. Задачи на движение вдогонку, в противоположных направлениях, навстречу друг другу, задачи на движение с отставанием.

По мере разучивания этих задач необходимо акцентировать внимание на структуру этих задач: схема движения, данные задачи, формула, решение, ответ. Желательно иметь наглядное изображение схем, с целью запоминания вида задачи. После последовательного изучения всех задач, или на этапе изучения предлагать следующие упражнения:

  1. Задания на закрепление формулы движения задач.

  2. Задания на различие схемы движения задач.

  3. Задания на выбор решения задач.

  4. Задания на оформление задачи (схема, таблица, условие).

  5. Решение обратных задач.

Формулы движения задач можно опрашивать устно на этапе закрепления. Их можно записывать поочередно у доски.

S=V*t

V=S: t

t = S: V

Схемы задач можно опрашивать быстрым чертежом у доски, можно предложить группе учеников нарисовать вместе.

Эффективны этапы решения обратных задач на устном счёте. Предлагается схема движения, нужно придумать простую задачу, и обратные две задачи.

  1. Придумайте задачу устно.

  2. Что неизвестно в данной задаче.

  3. Поменяйте условие, составьте устно обратные задачи.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Функциональная грамотность

Автор: Рамазанова Эльмира Макимжановна

Дата: 30.05.2024

Номер свидетельства: 651796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Формирование функциональной грамотности на уроках"
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniie_funktsional_noi_ghramotnosti_na_urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "406721"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491345433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Доклад на тему: ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(136) "psikhologo-piedagogichieskii-doklad-na-tiemu-podkhod-k-formirovaniiu-funktsional-noi-gramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "160034"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421995926"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "«Формирование функциональной грамотности (читательской грамотности) у младших школьников» (Из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_chitatelskoi_gramotnosti_u_mladshikh_shk"
    ["file_id"] => string(6) "646518"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1709132112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проблемы формирования функциональной грамотности  личности в образовании. "
    ["seo_title"] => string(76) "probliemy-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-lichnosti-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "198783"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428467670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства