kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональная грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №101»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УтверждЕНО

на МО классных руководителей

Педагогическим

советом

Директор

МБОУ «Лицей №101»

МБОУ «Лицей №101»

МБОУ «Лицей №101»

___________ Навалихина Е.А.

Протокол № 3

от 24.05. 2023

Протокол №16

от 25.08. 2023

Приказ №375-осн

от 25.08.2023









Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

для 1 а, б, в, г, д классов

начального общего образования

на 2023/2024 учебный год








Составители:

Лямкина Т.М.

Ященко Н.А.

учителя начальных классов


















Барнаул, 2023







Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе:

  • Федеральной образовательной программы начального общего образования, утв. приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372

  • Основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 25.08.2023 № 375-осн

  • Плана внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №101» на 2022/2023 учебный год,

  • Положения о рабочих программах учебных курсов, курсов, курсов внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Лицей 101»



Актуальность

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель курса: создание условий для развития функциональной грамотности.

Основные задачи:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественно-научная грамотность)4;

- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.


Содержание курса

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.


Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.


Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу;

– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.


Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– представление о роли денег в семье и обществе;

– умение характеризовать виды и функции денег;

– знание источников доходов и направлений расходов семьи;

– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

– проведение элементарных финансовых расчётов


Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.


Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.


Тематическое планирование



п/п

Раздел, тема

Модуль воспитательной программы «Курс внеурочной деятельности»

Кол-во академических часов

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Блок «Читательская грамотность»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

-вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах.

Формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций.

Вид деятельности-познавательный

8

Интегрированные курсы, дебаты, конкурсы, круглый стол, игры.

https://fg.resh.edu.ru

https://media.prosv.ru

Блок «Математическая грамотность»

8

Блок «Финансовая грамотность»

8

Блок «Естественно-научная грамотность»

9




Итого


33





Тематическое поурочное планирование


№ занятия (сроки проведения)

Тема занятия

Количество академических часов

Форма проведения занятия, виды деятельности

Блок «Читательская грамотность»-8ч.

1

1 неделя сентября

Виталий Бианки. Лис и мышонок

1

Интегрированные курсы, дебаты, конкурсы, круглый стол

2

2 неделя сентября

Русская народная сказка.

Мороз и заяц

1

Беседа, конкурс. Индивидуальные карточки.


3

3 неделя сентября

Владимир Сутеев. Живые грибы

1

Беседа, Индивидуальные карточки.


4

4 неделя сентября

Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко

1

Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Практическая работ

5

1 неделя октября

Михаил Пляцковский. Урок дружбы

1

Круглый стол. Работа в командах.


6

2 неделя октября

Грузинская сказка. Лев и заяц

1

Круглый стол. Работа в командах.


7

3 неделя октября

Русская народная сказка.

Как лиса училась летать

1

Квест, конкурс. Работа в группах.


8

4 неделя октября

Евгений Пермяк. Четыре брата

1

Ролевая игра. Практическая работа. Индивидуальные карточки.


Блок «Математическая грамотность»-8ч.

9

2 неделя ноября

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

1

Интегрированные курсы, дебаты, конкурсы, круглый стол

10

3 неделя ноября

Про козу, козлят и капусту

1

Беседа, обсуждение, практикум.


11

4 неделя ноября

Про петушка и

жерновцы

1

Обсуждение, урок-исследование.


12

5 неделя ноября

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки

1

Беседа, обсуждение, практикум.


13

1 неделя декабря

Про наливные яблочки


1

Обсуждение, урок-исследование.


14

2 неделя декабря

Про Машу и трёх медведей


1

Игра, урок-исследование


15

3 неделя декабря

Про старика, старуху, волка и лисичку

1

Обсуждение, урок-практикум.


16

4 неделя декабря

Про медведя, лису и мишкин мёд

1

Игра, урок-исследование


Блок «Финансовая грамотность»-8ч.

17

3 неделя января

За покупками

1

Интегрированные курсы, дебаты, конкурсы, круглый стол

18

4 неделя января

Находчивый Колобок

1

Беседы, диалоги, дискуссии.


19

5 неделя января

День рождения

Мухи-Цокотухи

1

Игра, экскурсия.


20

1 неделя февраля

Буратино и карманные деньги

1

Беседы, диалоги, дискуссии.


21

2 неделя февраля

Кот Василий

продаёт молоко

1

Игра, экскурсия.


22

3 неделя февраля

Лесной банк

1

Игра, круглый стол.


23

4 неделя февраля

Как мужик и медведь прибыль делили

1


Игра, круглый стол.


24

1 неделя марта

Как мужик золото менял

1

Круглый стол, игра.


Блок «Естественно-научная грамотность»-9ч.

25

2 неделя марта

Как Иванушка хотел попить водицы

1

Интегрированные курсы, дебаты, конкурсы, круглый стол

26

3 неделя марта

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик

1

Обсуждение, урок-практикум. Индивидуальные карточки.


27

1 неделя апреля

Про репку и другие корнеплоды

1

Беседа, демонстрация видео экспериментов, работа в группах


28

2 неделя апреля

Плывёт, плывёт кораблик

1

Обсуждение, урок-практикум. Индивидуальные карточки.


29

3 неделя апреля

Про Снегурочку и превращения воды

1

Беседа, демонстрация видео экспериментов, работа в группах


30

4 неделя апреля

Как делили апельсин

1

Презентация. Использование видеоматериала. Индивидуальные карточки. Работа в парах.


31

1 неделя мая

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду

1

Обсуждение, урок-практикум. Индивидуальные карточки.


32

2 неделя мая

Иванова соль

1

Работа в командах. Презентации


33

3 неделя мая

Владимир Сутеев. Яблоко

1


Презентация. Использование видеоматериала. Индивидуальные карточки. Работа в парах.






    1. Лист корректировки



Дата и тема непроведенного урока

класс

Причина (№ приказа)

Способ

восстановления

Дата проведения

Учитель,

подпись





9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Функциональная грамотность

Автор: Лямкина Татьяна Михайловна

Дата: 02.12.2023

Номер свидетельства: 641121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Формирование функциональной грамотности на уроках"
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniie_funktsional_noi_ghramotnosti_na_urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "406721"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491345433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Доклад на тему: ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(136) "psikhologo-piedagogichieskii-doklad-na-tiemu-podkhod-k-formirovaniiu-funktsional-noi-gramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "160034"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421995926"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "«Формирование функциональной грамотности (читательской грамотности) у младших школьников» (Из опыта работы)"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_chitatelskoi_gramotnosti_u_mladshikh_shk"
    ["file_id"] => string(6) "646518"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1709132112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Проблемы формирования функциональной грамотности  личности в образовании. "
    ["seo_title"] => string(76) "probliemy-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-lichnosti-v-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "198783"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428467670"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства