kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функции развития грамотности чтения у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функции развития грамотности чтения у младших школьников. »



Функции развития грамотности

чтения у младших школьников.



Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга»

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений, всегда выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции, поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Чтобы помочь детям справиться с трудностями при чтении необходимо применять разнообразные упражнения и методики:

1.Жужжащее чтение.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Чтение перед сном.
4. Использование зрительных диктантов.
5. Упражнение для развития техники чтения. 6.Многократное чтение,
7. Чтение в темпе скороговорки
8. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть




Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь ребёнку освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время, гораздо лучше, если домашняя тренировка проводится тремя порциями по 5 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.

Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.

Чтение перед сном. Еще в древности говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т. е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Этот приём можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно.

6. Развитие оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов. Дочитав до середины, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, содержащих предложения. Особенность предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова “Тает снег”– 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, на одну-две буквы. Время работы составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т. е. из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как при индивидуальной работе во внеурочное время, так и при работе в классе необходимо уделять внимание упражнениям в смысловом чтении.

Вопросы и задания на понимание смысла прочитанного могут быть самыми разными. Но в основу этих заданий, следует положить поиски скрытого смысла, понимание информации, которая содержится в речи. Например:

1) Найди среди прочитанных тобой слов название птицы (дерева, профессии и т. п.).

2) Прочитывай про себя слова столбика и произноси вслух только те слова, смысл которых тебе не очень понятен.

3) Прочитывай вслух только те слова, которые оканчиваются буквой (или любой другой буквой). Остальные слова прочитывай про себя.

4) Прочитай 10 слов. Слово, которое оканчивается буквами -ар, читать вслух не надо.

5) Задания к словосочетаниям, предложениям и текстам по группам.

Первый раз учащийся читает заданный абзац целиком, его внимание сконцентрировано на правильном прочтении слов от первой буквы до последней. После этого задаётся вопрос на понимание смысла прочитанного. Ребёнок снова прочитывает абзац обязательно от начала до конца, ища при этом ответ на поставленный вопрос. Нельзя бросать чтение, дойдя до ответа. Ученик должен убедиться в том, что это правильный и единственный ответ.

 

№ абзаца

Задание

1 группа

 

1

Какое словосочетание имеет отношение к обеду? (Жареное мясо).

2

В каком предложении действие происходит летом? (Ни в одном из предложений нет указания на время года, однако собирать помидоры, о чём говорится в 6-м предложении, можно только летом, следовательно, ответом служит именно 6-е предложение. Так можно учить детей отделять существенное от несущественного.)

3

Как ты думаешь, кто старше — Марина или Наташа?

Как тебе кажется, кто они друг другу — мать и дочь, сёстры, подруги?

2 группа

 

1

Прочитай словосочетания. Что можно пить? (Малиновый кисель. Напиток из вишен.)

2

Какого цвета васильки?

3

Как ты думаешь, чудовище доброе или злое?

Расскажи, почему ты так думаешь.

3 группа

 

1

В каком словосочетании говорится о музыкальном инструменте? (Новая арфа.)

2

Что пил кот Мурлыка?

3

Ира гуляла в городском парке. Это правильное утверждение?

4 группа

 

1

В каком словосочетании говорится об автомобиле? (Неполадка в моторе. Затормозил у забора.)

2

Где живёт дедушка?

3

Как ты думаешь, сколько лет Маринке?



Задания на формирование грамотности: 

1. Закончи предложение.


Мальчик Серёжа и девочка Даша

Ели на завтрак овсяную ___ .




2.. Постарайся чётко прочитать скороговорки.


В один, Клим, клин колоти.


Сенька везенька, вези бабу на санках:

санки скок, Сеньку в лоб.


3. Спиши первую скороговорку. Поставь там, где надо, знаки ударения.


4. Закончи четверостишие. Спиши две последние строки.

Все учебники, тетрадки

У меня всегда в порядке.

Вот уже звонок звенит.

Изучаем _____ .


5. В каждом из этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?


Голос, шарф, комната, полотенце, рукав.

6. Чем различаются эти слова?


Ответ, ответь.


Составь предложение с каждым словом.


Прочитай стихотворение. Спиши его.


Я пишу быстрее всех,

Но потом бывает смех

И ехидные улыбки:

В каждом слове три _____ .


Все названные умения формируются поэтапно во времени. На каждом этапе появляются и развиваются конкретные навыки. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями текущего этапа. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.















Тает снег.

Весной тает снег.

Ранней весной тает снег.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Функции развития грамотности чтения у младших школьников.

Автор: Минахунова Сайра

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Развитие функциональной грамотности у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(62) "razvitiie_funktsional_noi_ghramotnosti_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "391951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487134270"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Развитие функциональной грамотности учащихся младших классов на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "296363"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455983727"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства