Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы работы с семьями по формированию ЗОЖ»
"ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Цель взаимодействия воспитателя с родителями по вопросам формирования здорового образа жизни - это не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них способности понимать потребности ребенка и обеспечить возможность удовлетворять их («педагогической компетенции») и умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность («педагогической рефлексии»). Сущность взаимодействия семьи и школы в формировании здорового образа жизни, заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок организующих педагогическую деятельность в учреждении. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам здорового образа жизни:
совместные занятия физкультурой, прогулки;
отсутствие вредных привычек у родителей и наглядный пример;
рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
бережное отношение к окружающей среде, к природе;
медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
формирование понятия «не вреди себе сам».
Взаимодействие школы и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть представлены последующим основанием.
1. Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные, ежемесячные и мероприятия проводимые с другой периодичностью или по необходимости.
2. Место проведения. Работа может проводится в помещении школы или за его пределами.
3. Количество участников. Я могу организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.
4. Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, муз. руководитель, учитель по физкультуре,) и родители, или педагоги, родители и дети.
5. Задачи взаимодействии с семьей. Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включение их в деятельность школы.
6. Характер взаимодействие педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характера.
7. Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности
При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать:
тип темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);
образ жизни семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).
Работа с родителями включает в себя проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.
Для реализации работы с родителями по организации здорового образа жизни детей я использую хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования знаний родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-пространственной среды в домашних условиях, организацией практикумов - с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).
Я используют в своей работе следующие формы и методы:
Традиционная форма: родительские собрания, семейные спортивные соревнования; акция «Здоровый образ жизни»; вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».
Просветительская форма; использование СМИ для освещения деятельности школы по формированию ЗОЖ у детей; организация экскурсий «Здоровая семья»; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенд «Здоровье с детства»; уголок в классе.
Государственно - общественная форма: создание инициативной группы «Мы за здоровый образ жизни», отвечающая за организацию и проведения поездок и экскурсий.
Индивидуальная форма -
одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей - это педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена как в собрание, так и в посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; активное участие воспитателя и родителей и есть её особенность. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Родители заранее получают вопросы, на которые хочет получить ответы педагог. Планируя темы бесед, надо охватить, по возможности, все стороны воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Как правило, беседа начинается с общих вопросов, с приведением фактов, положительно характеризующих ребенка. Рекомендуется детально всё продумать, так как от этого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.
1.Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как показал наш опыт проведения «заочной» консультации, родители задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.
2.В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к школе.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
формы
Цель использования этой формы
Формы проведения общения
Информационно - аналитические
Выявление интересов, запросов, потребностей, родителей, уровня их педагогической грамотности
Опросы, социологические срезы, организация «Почтового ящика»
Наглядно – информационные
Формирование у родителей, знаний о воспитании развитии детей. Ознакомление родителей с работой школы , особенностями воспитания детей.
Организация дней открытых дверей, информационные проспекты для родителей, открытых занятий и иных видов деятельности детей, организация мини-библиотек, выпуск газет,
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары - практикумы, педагогическая гостиная, педагогический брифинг, проведение собраний, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей консультаций в нетрадиционной форме.
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные праздники, досуги, участие родителей и детей в различных выставках
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании.
В работе с семьёй выделяется несколько этапов:
I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)
В планировании и проведении такой работы большую помощь мне оказывает анкетирование родителей, которое я провожу в начале учебного года и включает в себя следующие вопросы:
Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
Есть ли у Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?
Какие вопросы физического воспитания и оздоравливания детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем, на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?
III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.
IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.
На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристические походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для проведения совместных физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.
Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы.
К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае я индивидуально работаю с родителями.
Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу школы.
Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе воспитателя с родителями, занимают активную позицию в жизни школы. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.
Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив школы может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.
Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:
• Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на классных и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.
• Проведение групповых консультаций, бесед.
• Предоставление родителям литературы.
• Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).
Взрослые третьей группы являются опорой для воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.
Сегодня закон «Об образовании» в Российской Федерации определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.